Израильская разведывательная служба Моссад, как сообщалось, стоит за операцией, в результате которой тысячи пейджеров «Хезболлы» взорвались по всему Ливану. Однако Моссад так и не взял на себя ответственность за эти взрывы, хотя имеет опыт дистанционных убийств длиной в десятилетия.
Израиль не взял на себя ответственность за «беспрецедентную» брешь в системе безопасности ливанской вооружённой группировки. По данным министерства здравоохранения Ливана, в результате взрыва погибли по меньшей мере 12 человек и более 3 тыс. получили ранения, «включая многих боевиков группировки и посланника Ирана в Бейруте».
Однако два высокопоставленных источника сообщили, что это дело рук Моссада. И «Хезболла», могущественная группировка, поддерживаемая Ираном, поклялась отомстить давнему врагу – Израилю, которого считает «полностью ответственным» за атаки с использованием пейджеров.
Американские и другие официальные лица, проинформированные о ходе операции, также указывают на причастность Израиля. После более года эскалации взаимных ударов между Израилем и «Хезболлой» большинство людей в Ливане полагают, что взрывающиеся пейджеры – дело рук Моссада.
Если это так, то это ещё один «яркий пример» методов разведывательного агентства Израиля.
Как далеко зашёл Моссад
У Моссада «десятилетия» опыта использования телефонов и взрывчатки для отслеживания или убийства целей за рубежом.
Практика стала известна миру в 1972 году, когда палестинская группировка «Чёрный сентябрь» захватила в заложники 11 израильских спортсменов во время Олимпийских игр в Мюнхене. Все заложники были убиты – девять из них погибли во время неудачной попытки спасения, как и пять из восьми террористов – в результате того, что стало известно как Мюнхенская резня.
В отместку Израиль начал операцию «Гнев Божий» – тайную многолетнюю кампанию по уничтожению членов боевой группы и Организации освобождения Палестины (ООП), с помощью заминированных автомобилей и посылок.
Наиболее известным стал факт, когда оперативники Моссада «подменили мраморное основание» телефона, которым пользовался представитель ООП в Париже Махмуд Хамшари, на копию, «начинённую» взрывчаткой. Когда Махмуд ответил на звонок, «находящаяся рядом израильская команда агентов дистанционно привела в действие взрывчатку», убив Хамшари.
Были ли другие подобные операции
Их слишком много, чтобы перечислять. Но первичные рудиментарные операции Моссада быстро превратились в более сложные методы, сочетающие передовые средства наблюдения с кибернетическими возможностями.
В 1979 году убийство лидера ООП Али Хасана Саламеха с помощью заминированного автомобиля в Бейруте продемонстрировало растущую уверенность в использовании взрывчатки. Наиболее заметным стало то, что в 1996 году израильскому агентству внутренней безопасности удалось обмануть главного изготовителя бомб ХАМАС, заставив его ответить на телефонный звонок от отца.
Телефон был доставлен в Газу коллаборационистом, и Яхья Айяш был убит, когда сработала спрятанная в нём взрывчатка.
Это «изощрённое» убийство, человека известного как «Инженер», лишило ХАМАС ключевого и уникально талантливого члена группировки.
Что насчёт иранских учёных
В последние два десятилетия основным объектом внимания Моссада был Иран – в частности, теневые ядерная и ракетная программы.
В 2004 году правительство Израиля поручило Моссаду «предотвратить получение Ираном ядерного оружия». В течение следующих нескольких лет агентство провело «кампанию саботажа и кибератак» на ядерные объекты Ирана и продолжало «методично отбирать экспертов», возглавлявших программу вооружений. Его агенты убили «пять учёных-ядерщиков и ранили ещё одного».
Печально известная кульминация наступила в 2020 году, когда главный учёный Ирана по ядерному оружию Мохсен Фахризаде был застрелен из дистанционно управляемого пулемёта.
Иран обвинил Израиль, но объяснение Тегераном случившегося – как робот-убийца – было «широко осмеяно» и принято за прикрытие собственных неудач.
Это была прямо-таки научно-фантастическая история. Но на этот раз – «это действительно был робот-убийца», писали СМИ.
Чем отличалась операция с пейджерами
Даже «футуристическое» убийство Фахризаде требовало «реальных человеческих рук», чтобы доставить оружие в страну и занять выжидающую позицию.
Мы не знаем, почему взорвались пейджеры – были ли они начинены взрывчатыми веществами или каким-то образом изменены, – но исполнение должно было быть более «удалённым», чтобы дистанционно взорвать до тысячи устройств одновременно.
Убийство Айяша в 1996 году, одна из самых знаменитых операций Израиля, полагалось на информатора, чтобы установить заминированное устройство. Но, по сложности, масштабу и размаху бомб, заложенных в пейджеры, убийство Айяша выглядит детской забавой.
Группа боевиков обратилась к использованию пейджеров только для того, чтобы избежать израильской слежки за смартфонами. Но точно так же, как убийство Айяша не остановило ХАМАС, бомбы в пейджерах не остановят «Хезболлу».
Какие выводы
Операция со взрывом пейджеров в Ливане представляет новый этап в эволюции тактики целевых ликвидаций Моссада.
В отличие от предыдущих операций (убийство Хамшари через телефон, Айяша через мобильный телефон или Фахризаде с помощью роботизированного оружия), эта операция отличается беспрецедентным масштабом и синхронностью – единовременный взрыв тысяч устройств без присутствия агентов на месте.
Это демонстрирует значительный технологический прогресс израильской разведки, способной преодолевать даже меры безопасности, которые «Хезболла» считала более надёжными (отказ от смартфонов в пользу пейджеров).
Примечательно, что несмотря на технологическую изощрённость подобных операций, они не достигают стратегической цели по нейтрализации целых враждебных организаций, как показывает опыт с ХАМАС, после убийства Айяша.