Читая различные книги и статьи о военном периоде и о женщинах на войне, меня всегда волновал этот вопрос. Какой проступок должна совершить женщина, чтобы попасть в штрафбат?
Как оказалось, о штрафных батальонах и ротах сейчас ходит невероятное количество мифов и легенд. О древних греках, как мне кажется, мы знаем более достоверную информацию, чем о военных подразделениях, существовавших в сороковых годах прошлого века.
И сдается мне, что виновата в сложившейся ситуации массовая культура. Столько фильмов и сериалов снято про штрафбаты – ужас. И в большинстве из них нет достоверности, нет правды. А умных книг большинство не читает. Раз в фильме показали, значит, было…
Существовали ли женские штрафбаты в принципе? Позиция историков такова:
женщин некоторое время включали в состав штрафных рот. Но говорит о том, что были целые женские батальоны такого рода – это смело.
Тем не менее, и такие версии выдвигаются. Например, поисковый отряд под Псковом нашел однажды останки 32 женщин, воевавших в Красной армии. Была выдвинута версия, что они служили в штрафной роте, которая, совершив ошибку, неожиданно вышла на позиции, занятые солдатами СС, и была полностью уничтожена.
Но, к сожалению, информации слишком мало, чтобы что-то утверждать.
Зато, достоверно известно, что были случаи, когда отдельные женщины попадали в штрафные подразделения. Причины тоже объясняются в сохранившихся документах.
Так, например, известна история Клавдии Дыриной. Её лишили звания старшины и записали в штрафники за то, что она «саботировала» дорожные работы, позволила себе «площадную брань» в адрес офицерского состава. Тоже не самая полная информация.
Можно предположить, что дело обстояло так:
старшина Дырина, видимо, была женщиной бойкой. Что-то в приказах командиров ей не понравилось, и она прилюдно высказалась по этому поводу, причем, не подбирая слов. За это и поплатилось.
Выдвигаются версии о том, что многих женщин могли отправлять в штрафные подразделения за отказ от близких отношений с мужчинами-офицерами. Какая-то логика в этом есть. По крайней мере, такое можно представить.
Есть и некие доказательства. Например, Сакмара Ильенко – женщина, прошедшая войну и ставшая доктором филологии, рассказывала, что с ней служила девушка, которую отправили в штрафбат именно за то, что не захотела стать «полевой женой» офицера.
Там история более серьезная: та «штрафница» пыталась уйти из жизни. Не вышло. Её направили «искупать вину» на фронте.
Вадим Телицын в своей книге «Мифы о штрафбатах» упоминает военнослужащую Кондратьеву, которая смогла выжить в штрафном подразделении, искупить вину перед Родиной и получить боевую награду.
К счастью, женщин в подобного рода роты и батальоны отправляли на протяжении не такого уж продолжительного времени.
Так, начштаба 8-й Гвардейской армии генерал Владимиров уже летом 1943 года распорядился проштрафившихся женщин отправлять санитарками на передовую. Представляется, что это было разумным решением. Во-первых, военнослужащую, делающую какую-то работу в тылу, бросали на фронт. Во-вторых, женщина-санитарка, безусловно, приносила больше пользы, чем те, которые попали в штрафное подразделение.
А осенью того же года Генштаб распорядился женщин в штрафбаты не направлять.
Так что, примерно так обстояли дела. Женщины-штрафники были, лишить звания и направить «искупать вину» их могли за самые разные нарушения. Никаких поблажек не делалось.
Ну и в заключении, что хочу сказать, что женщина на войне — это противоестественно. Женщина — это жизнь, ибо именно она дает эту жизнь человечеству, а война — это смерть.
Но я искренне преклоняюсь перед теми представительницами слабого пола, которые наравне с мужчинами защищали нашу Родину в Великую Отечественную Войну.