Выехали рано утром на автобусе к старинному дельфинарию на биостанции в посёлке Курортное возле Кара-Дага. Уносились в горы. Кара-даг – обособленный горный массив между Отузской долиной и обширной Коктебельской котловиной на берегу Черного моря.
Горы стояли зеленые, как, впрочем, и вся трасса. Не зря, ой не зря Грибоедов назвал Отузскую долину – «самой миловидной в этой части Крыма». Она действительно завораживает какой-то свежестью, яркостью, сочностью.
В долине раскинулось два поселения: Щебетовка и Курортное. К последнему и держали путь.
Отузская долина, отделяющая Кара-Даг от Эчки-Дага, считается древнейшей землей виноградарства и виноделия. Отузы – старое название Щебетовки (а поселок Курортное называлось Нижние Отузы). В переводе с тюркского «отуз» означает «тридцать»: предполагают, что в древние времена здесь находилось тридцать поселений и средневековый порт на берегу. Главная достопримечательность Отузской долины, конечно, Кара-Даг.
Перед носом встала стела – «Природный заповедник Карадагский», ступив на территорию – попадешь в прекрасный ботанический сад, раскинутый на 1 гектар и представляющий более 100 экземпляров растений. Парк-Усадьба, иными словами. Медленно дошли до главного здания, напротив бюст основателю Биостанции Вяземскому. Биостанция находится у самого подножия древнего вулкана Кара-Даг в поселке Курортное, чья история как раз и начинается с момента основания местной Биостанции доктором медицинских наук, приват-доцентом Московского университета Терентием Ивановичем Вяземским.
Будучи сыном священника, Терентий Иванович в свое время закончил рязанскую духовную семинарию и медицинский факультет Московского университета. Много работал в сфере невропатологии, являлся активным блюстителем трезвости, ведя теоретические и практические работы по борьбе с алкоголизмом.
В 1901 году Вяземский приехал в Крым. Он сразу же обратил внимание на брошенное имение Н. С. Вишневской — «Карадаг», расположенное у подножия древнего вулканического очага с целью организации санатория для нервнобольных. Как никак потрясающая дикая природа крымских гор, уникальные климатические условия, тишина и уединенность места отлично подходили для создания здесь санатория по лечению нервных болезней. Над старым домиком был надстроен второй этаж, рядом возведён отдельный корпус с десятью большими комнатами и подвалом, который впоследствии должен был стать санаторием. Доход от санатория Вяземский предполагал использовать для постройки приморской научной станции. Однако данное предприятие не принесло ожидаемого успеха.
Кроме санатория Терентий Иванович хотел создать здесь научную станцию, где можно было бы изучать разнообразные уникальные проявления флоры и фауны, геологию, химию, физику, кристаллографию, бактериологию и другие естественные науки.
В основном на собственные средства с небольшими инвестициями и долгами Вяземский осуществляет свою задумку. Строительство шло с 1907 по 1914 гг. А в 1914 году он передает станцию «Обществу содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова при Московском университете и Московском техническом училище». И в том же году Вяземский скоропостижно умирает, а биостанции присваивают его имя. Для простых зевак здесь имеется соответствующий музей, в который наша экскурсионная группа благополучно не попала. Зато дельфинарий — вот он!
Старейший крымский дельфинарий, как не сложно догадаться, находится территории биостанции Карадагского природного заповедника, спрятанным в тенистом парке. Отрадно, что это не какой-то навороченное, напыщенное здание, а довольно-таки скромное, малозаметное здание, требующее явно косметического ухода. Но именно там будут происходить чудеса. дельфинарии занимаются изучением морских животных. Театрализованное представление в дельфинарии дает возможность ближе узнать этих любимых детей Океана, в полной мере почувствовать их обаяние и дружелюбие, насладиться общением с ними. Но стоит признаться, что изначально Карадагский дельфинарий был основан отнюдь не для развлечений, а совсем наоборот — для изучения возможности использования дельфинов в военных целях. Здесь проводились серьезные научные исследования, в которых получены уникальные результаты. В конце 1960-х в СССР начался бум в изучении дельфинов, и Карадагская биостанция стала первым учреждением, поместившим дельфинов в условия бассейна. Сначала были пойманы самые мелкие дельфины, азовки. Затем предпринимались попытки содержать в бассейне белобочку. Официально комплекс был открыт в августе 1977 года. После распада СССР, тогда еще Украина не выделяла средств на содержание животных, поэтому коллектив биостанции был вынужден искать пути для их спасения. С этой целью было создано коммерческое шоу с участием дельфинов и морских котиков. Несмотря на неприспособленность помещения, программа Карадагской биостанции пользуется огромной популярностью у туристов. Вот и мы туда заглянули.
В узкую старенькую дверь ломилось внушительное количество посетителей. Всем не терпелось занять лучшие места, ведь билет со свободной посадкой. Сразу представился бассейн советского образца – длинный и узкий; справа, практически вдоль сего бассейна, в несколько рядов, лесенкой установлены лавочки. Тесно не было никому. Мы уселись на второй ряд, чтобы редкие брызги все-таки долетали до нас.
Дельфинарий представлял программу «Люди и дельфины», главная роль была отведена черноморским дельфинам-афалинам Яши и Яны, настоящие цирковые артисты. Было и трое людей: ведущая и 2 тренера, один из которых в качестве изюминки представления устраивал вместе с дельфинами совместные заплывы, игры с мячиком. Нужно отдать должно всем: все четко, слаженно, филигранно местами и да, изюминок хватало и без того. Парочка дельфинов устроила по-настоящему захватывающее зрелище, которое описать трудно, нужно всенепременно видеть.
Дельфины показали себя в разных ипостасях: они танцевали, не хуже некоторых в баре подшофе, романтично соревновались между собой, крутили сальто в воздухе, при приземлении обрызгивая все вокруг, прыгали через кольца на разной высоте, звонили в колокол, играли с мячами, оточено неся на ростурме мяч и в конце делая пас тренеру на суше, на нем же крутили обруч и доставали, подобно собакам, со дна небольшие колечки. Дабы лихорадочно не искать в «Яндексе» ответ скажу – передняя часть морды дельфина, образованная челюстями и предназначенная для захвата пищи, называют «рострум», «рыло» или «клюв». Обычно его длина около 7-8 см. Выдающийся вперед рострум придает голове дельфина конусовидно-заостренную форму. По форме его можно сравнить и с горлышком бутылки – не зря английское название афалины –«bottle-nosed dolphin» — бутылконосый дельфин.
Куда же без пения? Яша с Яной спели и самое главное, нарисовали картину. Дельфины-художники, возможно в морских глубинах прячутся и дельфины-математики, дельфины-философы, дельфины-технократы. Были показаны и другие чудеса дрессуры.
Помимо парка было на что еще поглядеть. На море и на горы! На Биостанции устроена отличная смотровая площадка, открывающая удивительный вид на потухший вулкан Кара-Даг, с его узнаваемыми скалистыми скульптурными группами: Королем и Королевой. Скала имеет слоистое строение. Если посмотреть на её верхушку, то при определённой фантазии можно увидеть, что со стороны моря стоит «трон», по склону к нему спускаются «король и королева», а за ними в поклоне столпилась «свита». Фигуры «Короля» и «Королевы» — это отколовшиеся глыбы от вулкана, которые были отброшены в результате взрывов.
Со стороны биостанции начинается экологическая тропа по заповеднику. Эта часть Карадага называется Карагач (Кара-агач), что в переводе с крымскотатарского означает «Чёрное дерево» — когда-то хребет Карагач был покрыт этими деревьями из семейства вязовых, но из-за человека эти деревья были вырублены ещё около ста лет назад. Максимальная высота хребта Карагач — 333 метра.
«Вот холм сомнительный, подобный вздутым рёбрам. Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чóбром? Кто этих мест жилец — чудовище? титан?» – эти слова принадлежат Максимилиану Волошину, который рассказывал о Карадаге в 1907 году.
Небо было чистым, цвет моря нежно-бирюзовый, штиль, впереди, не работающий для посторонних, причал «Биостанция», размашистые дикие берега. Здесь же дикий галечный пляж, куда мы рванули с сыном. Не терпелось искупаться. Какая водичка тепленькая, чистая! Перед поездкой обратно прикупил сладких персиков, винограда, а в сувенирном магазине – магнит с «Золотыми воротами Карадага» (Шайтан Капу).
На этом, пожалуй, все.