Чечня все же в основном — регион сельский. Две трети населения республики — сельчане. То есть, жители многочисленных сел, станиц, аул.
Как же живут чеченцы на «деревне»? Рассказываю подробно.
Вообще, со словом «аул» сразу же возникает стойкая ассоциация — маленький поселок, жалкие покосившиеся домишки-сакли, ни воды, не света, ни газа, никаких благ цивилизации.
Но сразу скажу — это вышеперечисленное вовсе не про чеченские аулы.
Свет, вода тут есть буквально везде. Ну или почти везде. Желтые газовые трубы — тоже непременный атрибут любого мало-мальски значимого чеченского села.
Дома в чеченских селах это вовсе не какие-то там хижины. А целые подворья из красного или желтого кирпича, с ухоженными территориями, при высоченных двухметровых заборах. Ибо для чеченца его частный дом — это особый мир, что он создает всю жизнь… Потому в любом чеченском селении непременно застанешь картину строящихся домой — нохчий строить умеют много и постоянно.
И это при том вопиющем факте, что буквально в 300-400 км от северных границ Чеченской Республике лежат уже деревеньки Астраханской области — как раз вымирающие, заброшенные, бедные. Контраст четко бросается в глаза, если ехать знаменитой дорогой Р-215 от Астрахани до Махачкалы, задевающей север Чечни.
Любопытно, что автомобили в чеченских селях обычно самые простые — могут быть совершенно обыкновенные «Приоры». Во-первых, рядовые чеченцы, особенно старшего поколения к автомобилям относятся совершенно без пафоса. А во вторых, на сложных горных дорогах убивать дорогую машину и не охота.
-
Знаменитого чеченского Халка как то осуждали — мол, себе купил дорогую иномарку, а отцу — обычную российскую. Ответил сам отец Халка — зачем мне в станице нужна дорогая машина?
Отмечу, что чеченцы дороги в своей республике стараются поддерживать на высшем уровне. Даже в самых сложных горах. Асфальтом бывают покрыты даже второстепенные Богом забытые участки пути.
Чеченские селения — всегда людные. Люди тут заметны. В том числе, молодежь.
Сразу же бросается в глаза и строгая религиозность чеченских селян — даже в совершенно небольших населенных пунктах может быть несколько новеньких мечетей. А повсюду на воротах красуются исламские полумесяцы.
Впрочем, от веяний современности не уйти — в чеченских селениях вполне себе стоят модные парикмахерские, магазинчики, бургерные и пиццерии. Причем не для каких-то там заезжих гостей, а для своих же местных жителей предназначенные. Разумеется, все тут чистое, халяльное, в плане продуктов.
А вот уже в чеченских райцентрах можно увидеть вполне себе крутые торговые центры. К примеру, такой вот «Беркат» в Ведено всего-то с пятью тысячами жителей.
Обязательный объект чеченского селения — новая недавно построенная школа. А то и не одна. Ибо детей на селе в Чечне всегда много — им всем нужно учиться.
И да, за здоровьем населения на селе в Чечне тоже следят. Это — фельдшерско-акушерский пункт в станице Червленой всего с десятком тысячей жителей.
И о культуре нохчий на селе не забывают — это дом культуры в старинном чеченском селении Саясан, где живет всего полторы тысячи человек.
Для самых юных, в чеченской глубинке предусмотрены детские лагеря отдыха. Как, например, этот в Сержень-Юрте. В 1990-е тут размещал свою террористическую школу сам Хаттаб. Но сегодня лагерь вернули законным хозяевам — детям.
Административные и вообще общественные здания «на селе» чеченцы любят возводить нередко в старинном вайнахском стиле. Как в этом селении Махкеты, где вот стоит бьов (боевая башня).
Еще одна фишка чеченских селений — местные жители здесь, по традиции своего народа, чаще занимаются не возделыванием полей, а разведением скота и птицы. И не только барашек или лошадей — чеченцы умудряются даже северных оленей и страусов у себя в республике разводить.
Впрочем, чеченцы могут совершенно спокойно жить на селе, а работать в том же Грозном, до которых из самых удаленных точек республики может быть всего час-другой хорошей езды. Это знаете ли, намного по времени меньше, чем в Москве до офиса с окраины автобусом-метро-автобусом добираться.
В сельских районах той же горной Чечни строятся и предприятия. Как, например, швейно-трикотажная фабрика в Шатое. Рабочих рук тут хватает!
И главная важная особенность абсолютно любого чеченского селения — пьяных местных тут не встретить. От слова совсем. Пагубного воздействия алкоголизма трудовая верующая чеченская «деревня» и близко не знает.