- Начало путешествия: когда семейный совет превращается в поле битвы
- Подготовка: как не потратить деньги ещё до поездки
- Первые километры: кто сказал, что путешествие — это романтика?
- Когда дорога становится испытанием
- Ночёвка под открытым небом: испытание комфортом
- Утреннее просветление и неожиданный финал
Начало путешествия: когда семейный совет превращается в поле битвы
Когда бюджет ограничен, а душа требует приключений, отправляйтесь на Алтай. Красота там неимоверная, воздух — чище некуда, и самое главное — это реально сделать недорого. Но есть одно «но». Если вы планируете поездку всей семьёй, то будьте готовы: в вашем доме вспыхнет конфликт, равный по масштабу сражению за парковочное место у гипермаркета в выходной день.
— Ну вот, опять этот Алтай! — вздыхает тёща, укладывая в сумку домашнюю курицу. — А я говорю, на даче дешевле!
— Мам, мы уже ездили на дачу три года подряд! — возмущается жена. — Ты же сама жаловалась, что там одни комары и скучно.
— А я говорю, зато без лишних затрат, — многозначительно поднимает палец тёща. — А на вашем Алтае что? Горы? Камни? Вот скажи, зять, а где там туалеты?
Я делаю вид, что не слышу. Ведь если отвечу, что туалеты там под кустом, можно забыть о тёщином малиновом варенье до конца жизни. А это серьёзная потеря.
В голове мелькнула мысль: А не отправить ли тёщю в пустыню к бидуинам, ну Вы поняли.
В общем, компромисс был найден с боем. Решили так: Алтай, но по самому бюджетному маршруту. Это значит, что вместо комфортных гостиниц — палатки, вместо дорогих экскурсий — ноги, вместо ресторанов — гречка на костре. Тёща всё равно ворчала, но хотя бы согласилась.
Подготовка: как не потратить деньги ещё до поездки
Когда бюджет поездки — как зарплата студента, планирование становится искусством. Главное правило: чем раньше начнёте — тем больше сэкономите.
-
Транспорт. Машина — наше всё. Билеты на поезд или самолёт даже не рассматривали. Поехали на своём стареньком внедорожнике. Главное, проверить масло, тормоза и взять с собой запаску (а лучше две, если учитывать состояние некоторых алтайских дорог). Заправка по пути обошлась дешевле, потому что мониторили ценники по разным АЗС заранее.
-
Жильё. Палатки. Ну или кемпинги за символическую плату. Альтернатива — гостевые дома, но там цены выше, особенно в сезон. Нашли кемпинг у реки всего за 300 рублей с машины.
-
Еда. Заранее закупаемся продуктами. Никаких магазинов на трассе — там ценник такой, что легче сразу продавать почку. Взяли с собой газовую плиту и консервы, чтобы не зависеть от костра в случае дождя.
-
Маршрут. Выбрали оптимальный вариант: Чемал, Телецкое озеро, Уймонская долина. Места красивые, но не самые раскрученные, а значит — меньше туристов и ниже цены. Плюс, по пути можно остановиться у водопада Корбу — одно из красивейших мест, бесплатное, но с непростым подъездом.
Первые километры: кто сказал, что путешествие — это романтика?
Вы когда-нибудь пробовали уместить в машину тёщу, жену, двоих детей, палатку, спальные мешки, запасы еды и ещё оставаться в добром здравии?
Я теперь знаю, что это почти нереально. Пока всё грузили, раз пять поссорились.
— Я говорила, что багажник маленький! — возмущается тёща.
— А я говорил, что мы берём слишком много вещей! — не сдаюсь я.
— А если дети замёрзнут? — продолжает она. — Ты же знаешь, ночи в горах холодные!
— Мы взяли тёплые спальники! — отмахиваюсь я, но тёща всё равно хмурится.
Дети просто веселятся. Они-то уверены, что впереди приключение всей жизни. Спорить с их оптимизмом бессмысленно.
Через пару часов дороги настроение улучшается. Пейзажи вокруг становятся всё живописнее. Алтай — это когда едем по трассе, а вокруг горы, реки, леса. За каждым поворотом — новый вид, будто природа соревнуется сама с собой, кто круче. Останавливаемся сфотографироваться у Семинского перевала — одна из самых высоких точек Чуйского тракта.
— А красиво тут, — неожиданно признаёт тёща. — Может, не так уж и плохо мы придумали.
Я только молча киваю. Потому что знаю: впереди нас ждёт самое интересное. А ещё понимаю, что в следующий раз паковать машину буду один, чтобы избежать утренних конфликтов.
Мы проезжаем первые десятки километров, а впереди нас ждут первые серьёзные испытания. О том, что случилось в следующем этапе путешествия, расскажу во второй части.
Когда дорога становится испытанием
Мы добрались до самого живописного участка маршрута — Чуйского тракта. Красота вокруг завораживает, но дорога… Дорога начинает преподносить сюрпризы. Первые гравийные участки заставляют нашу машину подпрыгивать так, будто мы участвуем в ралли.
— Это ещё что такое?! — восклицает тёща, вцепившись в поручень.
— Добро пожаловать в настоящую природу, — пытаюсь шутить я, но под днищем неприятно хрустит камень.
И тут впереди образуется пробка. Не городская, конечно, а чисто алтайская — стадо коров, неспешно переходящее дорогу. Я выхожу из машины, пытаюсь разогнать животных, но они смотрят на меня так, будто это я здесь гость, а не они.
— Ну что там? — кричит жена.
— Местные жители не торопятся, — отвечаю, разводя руками.
Коровы, конечно, расходятся, но настроение у всех уже слегка подпорчено. Через несколько километров начинается серпантин, и я понимаю, что зря доверился навигатору.
— Это дорога? — в ужасе спрашивает тёща.
— Это направление, — поправляю её. — Тут главное не смотреть вниз.
Но, естественно, все смотрят вниз. Внизу обрыв, река далеко внизу, а мы едем по узкой тропе, где встречные машины пропускают друг друга, прижимаясь к скале.
— Всё! Назад! — требует тёща. — Я пешком пойду!
— Пешком ещё страшнее, — замечаю я, но тёща уже открывает дверь.
Жена уговаривает её остаться, а я понимаю, что скоро сам начну паниковать, если не сосредоточусь на дороге. К счастью, серпантин заканчивается, и перед нами открывается невероятный вид на Катунь.
Останавливаемся на привал. Дети бегут к воде, я начинаю доставать перекус. Тёща молчит, задумчиво глядя вдаль. Кажется, Алтай начинает пробираться и к её сердцу.
— А красиво, — наконец признаёт она. — Ладно, зять, ради такого можно и потерпеть.
Победа? Пока рано говорить. Впереди ещё ночёвка в палатке, а это отдельная история…
Ночёвка под открытым небом: испытание комфортом
Казалось бы, после серпантина всё должно было пойти гладко. Мы нашли удобное место для лагеря у реки, установили палатку, развели костёр. Дети радостно бегали, а я, чувствуя себя настоящим добытчиком, готовил ужин. Всё шло хорошо, пока…
— Комары! — раздаётся крик тёщи.
Да, комары на Алтае — это особая каста демонов. Они словно чувствуют, кто в группе самый недовольный, и атакуют в первую очередь.
— Где твои спирали от комаров? — шипит на меня жена.
— В багажнике, — отвечаю, бросаясь за спасительными средствами.
Тем временем тёща машет руками, укутывается в плед и шепчет что-то явно недоброе.
Кое-как отбившись от кровососущих, все садимся ужинать. Костёр потрескивает, река шумит, и даже тёща, укутавшись в спальник, перестаёт ворчать.
— Ладно, признаю, — говорит она, — здесь действительно красиво. Но ночью я в палатку не пойду. Там медведи, я видела по телевизору.
— Мам, какие медведи? — устало вздыхает жена. — Мы на туристическом маршруте.
— Я лучше в машине переночую! — не сдаётся тёща.
Спорить бессмысленно. Я укладываю её в машину, а сам отправляюсь в палатку к детям. Ветер шумит в деревьях, но вместо страха я чувствую необыкновенный покой. Алтай — место, где даже ночной лес кажется живым.
Утреннее просветление и неожиданный финал
Утром нас будит яркое солнце и бодрящий холодный воздух. Тёща выходит из машины, зевая, и… улыбается.
— Хорошо-то как, — неожиданно признаёт она. — Спала — как младенец. А воздух! Вот бы такой в городе.
Я киваю. Да, вот он — момент победы. Но наслаждаться им долго не приходится.
— Завтракаем и едем домой? — спрашивает жена.
И тут тёща выдает фразу, от которой у меня едва не падает кружка с кофе:
— А может, задержимся ещё на день? Хочу посмотреть ещё одно место. Говорят, там водопад красивый.
Жена переглядывается со мной. Дети радостно вопят. А я понимаю: да, поездка удалась. Даже если дорога домой будет долгой, а багажник — опять перегруженным.