Грядущий год весь российский авторынок ждёт с настороженностью, как минимум. О бурном росте, который преследовал нас два года подряд (с 2023 по 2024) уже никто не говорит. Политика Центрального банка по сдерживанию инфляции работает.
Вместе с ростом ключевой ставки автомобильные кредиты так же заметно подорожали. Сегодня довольно легко «нарваться» на 27% годовых, которые ещё несколько лет назад были визитной карточкой лишь микрофинансовых организаций.
А не крупных банков, которые готовы «одолжить» денег населению на покупку новой машины.
Играют свою роль и слегка ослабевший рубль. Здесь отдельно надо сказать, что было бы наивно считать, будто на ценниках АвтоВАЗа курсы валют никак не сказываются.
Увы, но целиком и полностью даже Лады мы пока не делаем. Та же автоматическая коробка передач для Весты приезжает из Китая. К слову, со следующего года она должна осесть и на Гранте.
Да и на Искре будет такая же трансмиссия. И не трансмиссией единой, если говорить о восточных нотках в конструкции современных волжских машин.
Поскольку рынок уже начал потихоньку заваливаться в сторону сжимания, глава АвтоВАЗа Максим Соколов допустил сценарий, при котором возможно придётся пересмотреть производственные планы на следующий год.
А они смелые. Завод планировал выпустить 500 000 автомобилей. Для сравнения, за 10 месяцев этого года предприятие смогло реализовать 364 115 штук. То есть, закладывались на рост.
А откуда ему взяться, если позитивный прогноз на следующий год — падение на 10%? Негативный прогноз — на 20%.
И вот здесь получается следующая ситуация. Для волжского автозавода грядущий 2025-й важен не только с позиции производственных планов. Нет, это ещё и год, когда в серийное производство и продажу должна пойти принципиально новая модель — Лада Искра.
Новенький седан и универсал, которому отвели ступеньку между Грантой и Вестой. То есть, дороже первой, но дешевле второй.
Что за Искра такая и что она собой представляет?
Удивительное дело, но она не стала рестайлингом Гранты. Иными словами, не построена на платформе «Гамма», которая уходит своими корнями к «восьмёрке» и 1980-м годам прошлого столетия.
Более того, Искра построена на самой современной «тележке», которая сегодня есть у АвтоВАЗа. Это платформа CMF-B от Renault.
На ней сконструированы актуальный Sandero, Logan и Duster. То есть, технически Искра даже более современная и продвинутая, чем Веста. Но никаких излишеств. Спереди МакФерсона и балка сзади.
А вот под капотом всё привычно и знакомо. Классика от Гранты — мотор с 8-клапанами на 90 сил и с 16-клапанами на 106 лошадок.
По трансмиссии — 5-ступенчатая механика или тот самый вариатор с Весты.
Комплектация тоже разместилась где-то между сёстрами по конвейеру. На выставочном образце была регулировка кресла водителя по высоте, кондиционер, датчик света, датчики парковки, круиз-контроль и ограничитель скорости, подогрев передних сидений и лобового стекла.
Неплохо для бюджетника.
Почему Искра может пустить под откос Весту, устроив внутреннюю конкуренцию?
А вот теперь начинается самое интересное. Внимательно следите за руками, товарищи.
Проблема Лады Искры в том, что у неё нет иностранных конкурентов, с которыми она могла бы соперничать. Нет иномарок, у которых она могла бы отвоевать свой кусочек рынка в пользу АвтоВАЗа.
Полгода назад был озвучен предварительный ценник на новинку. Это около 1,1-1,2 миллиона рублей в базе.
Да, тогда у нас ещё не было такой ключевой ставки и рубль был покрепче. АвтоВАЗ уже объявил, что индексация цен не за горами.
Поэтому, по моим скромным дилетантским прикидкам на выходе мы получим Ладу Искру в базе за 1,3 миллиона. Максимально напичканный Cross универсал будут продавать за 1,8-1,9 миллиона рублей.
Какие иномарки есть вообще в этом сегменте? Из седанов только Changan Alsvin. Из кроссоверов Москвич 3, но всё-таки дороже. Ещё можно вспомнить паркетник Livam X3 Pro размером с Калину.
Но если Москвич 3 хотя бы иногда забирается в десятку самых популярных машин месяца, то остальные пока никакую заметную конкуренцию АвтоВАЗу навязать не могут.
И что же получается?
А получается, что Искра будет отбирать покупателей у…Гранты и Весты. Потому что больше попросту не у кого.
И больше всего пострадать может именно Веста. Она в целом после рестайлинга пока не оправдывает ожиданий. В отдельные периоды даже уступает вторую строчку в рейтинге тульскому кроссоверу Haval Jolion.
Кроме того, если смотреть по месяцам, то продажи Весту падают. Например, в октябре дилеры смогли продать 9015 машин, что сразу на 24,9% меньше, чем в сентябре. А в ноябре продажи Весты упали до 8078 единиц.
Вполне предсказуемо, что АвтоВАЗ сокращает объёмы её выпуска.
И тут представьте, что на рынок выходит Искра. Да, она чуть проще Весты и чуть меньше. 4333 мм против 4440 мм в длину.
Но ведь ценник будет ниже. А Искра — это вам не Гранта. Современный экстерьер и интерьер, нормальная безопасность, современные опции.
Так зачем тогда переплачивать за Весту? За несколько сантиметров длины?
Гранта в гораздо меньшей опасности. За счёт своей демпинговой цены. Даже если она вырастет со своих нынешних 699 900 рублей за базу, всё равно останется самой доступной.
И с большим отрывом от Искры, Весты или Ларгуса с «Нивами».