Самый нерусский город России. Это где такой?

Грозненское предместье Алхан-Юрт трасса «Кавказ» (у местных — Бакинка) и полоса полей отделяют от Урус-Мартана. Название его иногда переводят как «Смерть русским!», конечно же имея в виду, что президент такое терпит на карте своей страны. На самом деле название реки Мартан значит «Изобильная», а Урус-Мартаном село сделалось от заложенного в 1810 году Усть-Мартанского редута.

Его окружали селения ичкерийских тейпов, неоднократно уничтожавшиеся в 19 веке карателями, и вот в 1840 году местный вождь Иса Гендаргеноевский, сподвижник поднявшего прошлое восстание 1820-х годов Бейбулата Таймиева, разыскал в ичкерийских лесах битого под Ахульго имама Шамиля да предложил ему создать антиимперский союз Чечни и Дагестана. Так Урус-Мартан сделался опорой Северо-Кавказского имамата на плоскости, главным перевалочным пунктом зерна из степных полей в горные аулы.

Взятие Урус-Мартана целым Михаилом Воронцовым в 1848 году подорвало экономику горского государства. Но само хлебное торжище никуда не делось и по окончании Кавказской войны превратило Урус-Мартан в крупнейшее чеченское селение с сотнями дворов и тысячами жителей. По сути дела именно Урус-Мартан, а не многонациональный Грозный, можно было считать тогдашней столицей Чечни, и даже крупнейший чеченский съезд прошёл именно здесь 15 января 1918 года.

Лидер Горской республики, самый умный и осведомленный из тогдашних чеченцев нефтяной магнат Тапа Чермоев понимал, что горцам надо объединяться с казаками против красных, но в итоге был с позором изгнан и освистан — и вот уже с белыми воевал странный союз теократического Северо-Кавказского эмирата из Ведено и «красных чеченцев» из Шатоя.

К 1939 году в Урус-Мартане жило 13 тысяч человек — куда как меньше, чем в Грозном (172 тыс. жителей), но больше, чем в любом другом селении ЧИАССР, включая Гудермес или Назрань. В 1944 Урус-Мартан был переименован в Красноармейское, но что удивительно, стереть это название с карты советская власть не постеснялась уже в 1957 — представьте себе ракцию общественности на такое в наше время… Чеченским селением №2 Урус-Мартан оставался всё это время, и в 1990 году получил статус города.

Самый нерусский город России. Это где такой?

Ну а хозяевами Урус-Мартана во все времена оставались два крупнейших в Чечне тейпа, разросшихся по сути дела в полноценные субэтносы. Беноевцы, над которых приходится до четверти всех чеченцев, узнаваемы даже внешне: рослые длинноногие русые или рыжие бородачи — это они. Классический беноевец в чеченских анекдотах друг о друге — это неуклюжий здоровяк, который, однако, в бою храбрец, а в делах хитрец, и за друзей свернёт любые горы. Ещё считается, что беноец никогда не назовёт себя вайнахом — только и не иначе как нохчи. И если вы узнали в этом описании батяню-Рамзана — то неспроста: Кадыровы и их верные «кадыровцы» — это тоже Беной, в послевоенной Чечне ставший главным из тейпов.

-2

Более старым и влиятельным в прошлые века был Гандаргеной, ныне насчитывающий не менее 100 тысяч представителей. Предки гандаргенойцев давным-давно спустились из высокогорной Нашхи в тёплые леса Ичкерии, а оттуда — на плоскость, уже в 17 веке основав на Мартане первый котар (хутор).

Поначалу гендаргеноевцы сражались в авангарде антирусского сопротивления: хотя сам Бейбулат Таймиев был из тейпа Билтой, важнейшие полководцы его восстания все как на подбор были гендаргеноевскими. Мулла Учар-Хаджи, в младенчестве подброшенный беженцами в прихожую чужого дома, в 1825 году из-за инцидента на переговорах лично заколол двух русских генералов — Николая Грекова и Дмитрия Лисаневича, прежде «прославившегося» в Карабахе убийством ханской семьи.

В Гражданскую войну, однако, именно гандаргеноевский кадий Билу-Хаджи Гайтаев начал странный союз исламистов с большевиками. Из первых во второе и перетёк этот тейп в последующие десятилетия, и авангардом оппозиции орстхоевцу Джохару Дудаеву в 1990-х годах тоже стали гендаргенойцы. Из них были Доку Завгаев и Алу Алханов, официальные руководители «российской» Чечни в разные периоды.

Именно в Урус-Мартан отступил военный лидер антидудаевского сопротивления Бислан Гантамиров (сам из не входящего ни в один из тукхумов тейпа Чилхой), когда боевики Шамиля Басаева устроили погром в грозненской мэрии… В Первую Чеченскую Урус-Мартан оставался российским анклавом в глубине Республики Ичкерия, которая брала над ним контроль пару раз да максимум на неделю. Именно местные гандаргеноевцы стали основой администрации Чечни, когда федеральные войска взяли Грозный. И даже, пусть это и совпадение, Дудаев был убит в апреле 1996 года на окраине урус-мартановского предместья Гехи-Чу…

-3

Совсем иначе всё сложилось, когда федеральные войска ушли. 14 октября 1996 года город был взят Русланом Гелаевым, выходцем из чантийского тейпа Гухой, но уроженцем близлежащего села Комсомольское (ныне Гой-Чу)… однако Республика Ичкерия здесь вновь не утвердилась. В 20 километрах от её столицы возник Урус-Мартанский джамаат 10 «братьев-генералов» (7 родных и 3 двоюродных) Ахмадовых.

Жизнь здесь напоминала Кандагар тех же лет или Ракку середины 2010-х — с публичными порками и казнями, обязательными хиджабами для женщин и разгулом беззакония во всём, что не касалось строгостей ислама. Так, в 1998 году ахмадовцы похитили нескольких британских инженеров, приехавших налаживать в Ичкерии сотовую связь, несколько недель держали их в подвале, требуя выкуп, а когда масхадовцы попытались освободить англичан — убили их. Нетрудно представить, какой удар это нанесло по правительству Аслана Масхадова, фактически похоронив его надежды на помощь Запада. Но выбить Братьев-Генералов из Урус-Мартана сумела лишь Россия в декабре 1999 года — с помощью авиации, «Точек-У» и ракетных кораблей Каспийской флотилии.

Одним из самых жарких мест Чечни, впрочем, Урус-Мартан оставался и дальше, и даже последним крупным боем той войны стал в марте 2000 года штурм Комсомольского, фактически урус-мартанского предместья, где засел Гелаев с парой тысяч боевиков. В общем, с такой историей немудрено, что даже в остальной Чечне Урус-Мартан (даром что ещё и не обзаведшийся Сити!) впечатляет своей нерусскостью — петляя по его улочкам на бусике «Неизвестной России», я не мог отделаться от ощущения, что нахожусь как минимум в Иране.

-4

Русских здесь и по переписи 2010 года было 0,08% населения (несколько десятков человек из 60 тысяч), а сейчас и того меньше.

Комментарии 0
Источник
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий