В мире насчитывается всего лишь дюжина крупных бессточных озер. Название бессточное говорит само за себя – из таких водоемов не вытекает ни одной реки. Самые крупные такие озера повелось называть морями. Среди них крупнейшее в мире бессточное озеро — Каспийское море, Мертвое море… И море, трагедия которого и по сей день является громадной экологической катастрофой – Аральское море.
Аральское море — бывший четвертый в мире по величине соленый водоем. Площадь 68 тыс. квадратных км, глубина 68 метров.
Но это все в сравнительно недалеком советском прошлом. Теперь моря в прежних объемах не существует. Оно попросту высохло. Да, и такое может быть. И виновный в этом человек. Точнее человеческая деятельность. На протяжении 40 лет люди делали все, чтобы угробить Арал. И они этого добились. Давайте вернемся назад и вспомним как все начиналось.
Голубая жемчужина Средней Азии
До 60-х годов XX века Арал был полноводным величественным морем, не хуже Каспия. В нем водилось 34 вида рыбы, а 20 из них имели промысловое значение. Это и лещ, и сазан, усач, вобла, судак, жерех и даже аральский лосось. В целом море давало 13% всего рыбного улова Советского Союза. Но не только рыбой был знаменит Арал.
В дельтах двух рек, питающих море, о которых мы поговорим ниже, водилось множество ондатр, которых выращивали и перерабатывали с десяток зверосовхозов. Рос тростник, водились стада диких кабанов. Общий климат в приаралье был практически субтропическим. Тысячи тон воды, испарявшейся с поверхности моря, выпадали осадками в прибрежные районы, делая жизнь в них вполне комфортной, несмотря на общую среднеазиатскую жару.
Одним словом, вся территория приаралья была настоящим среднеазиатским оазисом на огромной площади. Что же привело к его нынешнему безжизненному состоянию?
Хлопковое безумие
Хлопок в Средней Азии выращивали с незапамятных времен. Но только в послевоенные годы, при Хрущеве, его разведение превратилось в настоящий культ. Выражение «белое золото» не звучало разве что из утюга. Все среднеазиатские, тогда еще советские, республики словно помешались на выращивании этой культуры. А хлопчатник – это очень влаголюбивое растение. И с увеличением его посевов остро стал вопрос о мелиорации занятых им земель.
Традиционно воду для орошения посевных площадей брали из двух главных среднеазиатских рек. Сырдарьи и Амударьи. Эти реки, собственно, и были главным источником наполнения Аральского моря. Но система каналов и арыков, которая отбирала воду у этих рек на многочисленные посевы хлопчатника, не могла нанести какой-либо ущерб их полноводности. Они каждый год исправно приносили в море тысячи тонн пресной воды.
Первый гвоздь в крышку гроба Аральского моря забил Каракумский канал. Эту грандиозной водную артерию запустили в 1959 году. Некогда полноводная красавица Амударья враз потеряла 45% своего стока. Зато в советской Туркмении многократно увеличилась площадь орошаемых земель. Вслед за первой очередью началось строительство второй и третьей, а также каналов и арыков поменьше. На всем протяжении русла Амударьи и Сырдарьи из них постоянно отбиралась вода для орошения земель всей Средней Азии в огромных количествах.
Отступление
Размах оросительного буйства в Средней Азии дошел до того, что реки просто перестали дотекать до Арала. Северная Сырдарья не доходила до моря целых 12 лет подряд, с 1974 до 1986 гг. А южная Амударья частично не доходила в период с 1982 по 1993 гг.
И море начало свое отступление. Постепенно водная гладь Арала уменьшалась, острова превращались в полуострова, из устьев рек (вернее из того, что от них осталось) исчезли утки, ондатры и кабаны. А соленость моря повысилась настолько, что в нем вымерла практически вся рыба. И это был не предел, понижения уровня продолжалось рекордными темпами.
И вот в 1989 г. Аральское море разделилось на две части. Малая часть, которую назвали Малым Аральским морем, образовалась на севере и оказалось на территории к тому времени уже независимого Казахстана. Южная часть – Большое Аральское море – на территории Узбекистана. Но и на этом высыхание моря не закончилось. Люди продолжали забирать из рек пресную воду, на проблему Арала было всем плевать. Как результат, Большой Арал в 2001 году пересох так, что уже сам разделился на 2 части — западную и восточную.
Не буду вас утомлять хронологией этой трагедии, скажу лишь то, что в наши дни от некогда могучего и величественного Аральского моря осталось только два независимых друг от друга водоема. Это Малый Арал и Западный Арал. Некогда полноводная Амударья теперь течет в никуда – она давно уже не доходит до моря, а распадается на каналы, арыки и маленькие водоемчики, теряясь в песках Узбекистана. Бывшее морское дно представляет собой безжизненную соленую пустыню, у которой уже есть название Аралкум. Климат вокруг стал резко континентальный – жара летом и холод зимой. Все это сопровождается сильными ветрами, которые на сотни километров разносят частички соли и всей той химической гадости, что годами попадала в почву на хлопковых полях. Люди, некогда жившие как в благодатном оазисе, стали резко болеть тяжелыми легочными заболеваниями. В общем, наступил настоящий экологический коллапс.
Реабилитация
Человечество спохватилось, когда уже спасать, по сути, было нечего. Вернуть Аральское море в его прежние границы просто невозможно. Западный Арал, который сейчас представляет собой гиперсоленый водоем, существует «сам по себе» за счет осадков и подземных ключей. Рыбы в нем нет, водорослей нет, живности нет. Людей за сотни километров тоже нет. Мертвое озеро на мертвой земле.
А вот с Малым Аралом дела обстоят куда как лучше. Казахские власти всерьез озаботились спасением этого водоема и приняли целую программу восстановления озера. Во-первых, был сокращен разбор воды из Сырдарьи, и она наконец-то стала полноценно питать водоем. Во-вторых, между Малым и Западным Аралом возвели Кокаральскую плотину с водосбросом. Цель – не дать воде из Малого Аральского моря бесконтрольно утекать в обреченное умирать большое. По сути, Казахстан изолировал остатки Арала на своей земле, благо, что Сырдарья в среднем и нижнем течении, проходит полностью по его территории.
И это дало свои результаты. Уровень Северного Арала постепенно повышается, соленость понижается. В море запустили рыбу и теперь она распространилась по всей его территории. Город Аральск, бывший некогда главным портом на севере Арала, вот-вот, и снова станет им. В годы самого сильного усыхания, море ушло от Аральска больше чем на 100 км. Теперь же от города до моря 25 километров и оно все продолжает сокращаться.
В общем дела на Малом Арале обстоят более, чем хорошо. Но все же… Вернуть Аральское море в прежние границы уже не получится. Для этого необходима воля всех среднеазиатских республик и прекращение губительного разбора водного бассейна Амударьи. Но это вряд ли достижимо. А если лет через десяток-другой среднеазиатские страны все же договорятся, то спасать будет уже нечего.