Самая восточная точка России находится не на материке, это не мыс, и уж конечно не город. Это остров. Небольшой скалистый остров с ровным плато посередине, длиной всего 9 км. И зовется он остров Ратманова.
Открыт был этот остров сравнительно поздно по меркам истории — в 1728 г. во время экспедиции Витуса Беринга. Хотя известно было о нем еще раньше – русский мореплаватель Семен Дежнев, открывший Берингов пролив, упоминал о паре островов в этом проливе. Однако только Беринг впервые пристал к острову и назвал его Большой Диомид в честь христианского святого и мученика врача Диомида.
Если есть Большой Диомид, значит должен быть и малый. Совершенно верно. Этот остров является составной и главной частью островов Диомида. Его собрат – остров Малый Диомид находится всего в 3,75 км. от большого. И это, пожалуй, два самых уникальных острова в мире.
Судите сами:
-
Два острова в одном архипелаге, а принадлежат разным странам. Большой – России, малый – США;
-
Кроме того, что аккурат между ними проходит морская российско-американская граница, эта граница является еще и линией перемены дат. То есть когда на о. Ратманова начинаются новые сутки, на о. Крузенштерна они заканчиваются. Всего три с половиной километра отделяет тебя от завтрашнего дня. Впечатляет!
Но что за путаница с именами, спросите вы. Остров имени Диомида или все же Ратманова? Дело в том, что названия островов, данные им Берингом почему-то не прижились. Уже в 1815 г. лейтенант русского флота Отто Кацебу дал островам другие названия. Большому – имя Ратманова, в честь своего товарища по кругосветному плаванию. А малому – имя Крузенштерна в честь командующего этой кругосветной экспедиции.
Изначально на обоих островах жили эскимосы, а на большом у них существовало даже два поселения – на юге Имаклик и на севере Кунга. В общей сложности их проживало там около 400 человек. Занимались они рыбным промыслом, били китов и моржей. Но в начале XX века эскимосам пришлось несладко. Американцы начали активно теснить коренной народ, лишая их своего исконного промысла. Янки посылали к островам целые флотилии, которые словно конвейер истребляли китов и моржей десятками, а то и сотнями. Граница с Россией их не смущала, да и не было никакой фактической границы, существовала она только на бумаге. Поэтому американцы как у себя хозяйничали на нашем острове.
Долго терпеть это безобразие молодая страна Советов не стала, а в 1925 г. отправила к острову военный корабль «Воровский» Владивостокского отряда ОГПУ. Достаточно было несколько раз применить корабельные орудия, как ушлые пираты убрались на свою территорию. Статус-кво был восстановлен, эскимосы вздохнули полной грудью.
Но периодически их покой стали нарушать перебежчики, как с одной, так и с другой стороны. Да-да, не только в Америку, но и из не. Причем, если с нашей стороны бежали за лучшей жизнью, то от американцев к нам перебегали в основном преступники в розыске. Перебежать через границу на самом деле было несложно, всего-то надо было преодолеть чуть более 3 км. по воде (а когда пролив замерзал, то и на лыжах по льду). Советское правительство не собиралось сносить это безобразие вечно, проблему решили одним махом. В 1941 г. на остров на постоянной основе пришли пограничники, а в 1948 г. волевым решением все эскимосы (а их к тому времени осталось 30 человек) были переселены на берег Чукотки.
Интересный факт: американцы на своем острове выселять местное население не стали, а просто основали заставу рядом с поселком. Так они сейчас там и живут – пос. Дайомид (135 жителей) и подразделение Национальной гвардии штата Аляска рядом с ним. При этом площадь острова – всего 7 кв.км.
На «нашем» же острове сейчас только одни пограничники – застава «Ратманова», расположенная на самом берегу северной части острова. Раньше у них в соседях были еще и метеорологи, но станцию закрыли в 1993 г. и теперь полновластными хозяевами острова являются российские военные.
По профилю остров напоминает собой двускатную крышу. Только северный скат более пологий и просторный, а южный крутой и обрывистый. Жизнь на острове комфортной не назовешь. Только представьте – 300 дней в году стоит густой туман, а ледяные ветра Арктики несут полярный холод. Природа тоже под стать климату – в основном неровные скалистые берега, чахлая растительность и почти полное отсутствие зверей на острове.
Но не думайте, что наши пограничники живут там в полной аскезе. Как бы не так – жилье вполне комфортное, электричество в наличии. А коли есть энергия, значит есть и тепло. И вообще, полный ремонт заставы был произведен сравнительно недавно – в 2005 году. Тогда же остров посетил патриарх Кирилл, дабы освятить огромный 7-метровый крест, поставленный в центре острова на горе Крыша.
По вполне понятным причинам остров Ратманова – закрытая территория и просто так туда не попасть, необходимо получать разрешение в ФСБ. Единственные, кому позволено посещать по постоянным пропускам — это эскимосам береговой Чукотки, которые имеют родственников на соседнем о. Крузенштерна. Однако побывать на острове все же можно. Но только организованно и в группе. Как вы наверное поняли, речь идет о туристических круизах и турах, несколько из которых имеют запланированную остановку на острове. Экскурсиям дозволено посетить лишь законсервированную метеостанцию, к погранцам, понятное дело, ход им закрыт. Цены, к сведению, стартуют от 15 000. Долларов конечно, а вы что подумали?
Ну а самый простой способ попасть на остров – это через военкомат. Именно он позволит стать пограничником и отпраздновать Новый Год самым первым в стране. А стоит это того или нет решать уже вам!