Гонконг состоит из материковой части и более чем 200 островов. Один из самых больших – одноименный остров с возвышающимся над ним пиком Виктория, склоны которого густо покрыты деревьями, а у подножия вырос лес из небоскребов. Его можно смело назвать свидетельством победы человека над природой.
Местные строители оказались великими мастерами, приручившими её и придумавшими, как противостоять стихии. Старая, еще колониальных времен набережная теперь находится в глубине построек, вдали от мутных волн залива. Всё новые участки суши отвоевываются у моря и застраиваются эффектными высотными зданиями, придающим огромному городу особенный вид.
Британия заставила Китай уступить ей в то время еще почти не освоенный и малонаселенный остров в 1841 году, в самый разгар первой опиумной войны. В 1898 году был официально оформлен договор аренды Гонконга на 99 лет. Так же передавался полуостров Коулун и так называемые Новые Территории – прибрежные районы материкового Китая.
За короткий срок англичанам удалось превратить свою колонию в один из крупнейших мировых финансовых центров. В 1997 году, когда срок аренды истек, остров был вновь передан под юрисдикцию китайского правительства, которое придало Гонконгу статус особого административного района.
Сегодняшний Гонконг представляет собой невероятную смесь старого и нового. Архитектурным причудам, возведенным в деловой части города, кажется, нет конца. Чего стоит, например, угловатая башня «Бэнк оф Чайна» — подлинный кошмар поклонников фэншуй. Тем не менее сохранились нетронутыми целые кварталы в аутентичном китайском стиле, позволяющие путешественникам почувствовать атмосферу старого Гонконга.
В магазинах на улице Винг Лок по-прежнему продаются лекарства, изготовленные по древним рецептам, и птичьи гнезда в качестве полуфабриката для супов. Под сводами храма Ман Мо, как и в былые времена, вьются кольца благовонного дыма. На колоритных улочках встречаются маленькие рынки, где можно купить все что угодно и, конечно, попробовать традиционный фастфуд.
Исторический центр старого города – это площадь Статуй, когда-то здесь располагались изваяния британских королевских особ. Со времен колониальной эпохи, до наших дней дожило лишь здание Законодательного совета. Впечатляющее гранитное сооружение дает некоторое представление о том, как выглядел центр раньше, пока не зарос экстравагантными небоскребами. На вершине дома суда стоит статуя Фемиды, греческой богини справедливости и закона, высотой 2,7 м.
На фоне современных высоток интересно смотрятся двухэтажные трамваи, курсирующие параллельно северному побережью острова Гонконг. Это один из самых старых видов общественного транспорта, трамвайная линия была открыта здесь в 1904 году. Необычные вагончики не только выполняют функцию перевозки пассажиров, но и стали настоящей достопримечательностью города.
Со смотровой площадки на вершине пика Виктория открывается потрясающий вид на город, с высоты птичьего полета он предстает во всем своем величии. Самая высокая точка острова названа в честь английской королевы. Местные жители обычно говорят просто «Пик». Особенно эффектен Гонконг после захода солнца, когда он превращается в море разноцветных огней. В дневное время город порой накрывает густое облако смога, который приносит ветер с материкового Китая.
Чтобы подняться до середины этой горы можно воспользоваться самым длинным в мире эскалатором. До 10 утра он работает в направлении сверху вниз, а после – в обратную сторону. В городе обычно жарко, влажно и душно, поэтому такой подъем будет своего рода освежающей прогулкой. Почти на каждой улице, через которые проходит эскалатор, есть входы и выходы. Интересно посмотреть, где обитают обычные гонконгцы, свернув в колоритные жилые лабиринты. Дальше к вершине ведет пешая тропа.
Альтернативный способ попасть на Пик — прокатиться на историческом трамвайчике. Он был запущен еще в 1888 году, и стал первым фуникулером в Азии – сплошные рекорды. Его протяженность составила 1350 м, а угол наклона доходил до 45 градусов. Старые вагоны давно уже заменены на современные, система управления модернизирована, но работает на оригинальном железнодорожном пути. Посмотреть, как выглядели деревянные ретро-трамваи, поднимавшие колонизаторов на вершину, можно по дороге к кассам.
Жилые кварталы с офисным центром связывает паромная переправа через пролив Виктория, отделяющая остров Гонконг от Новых Территорий. Путь на материковую часть – это увлекательная экскурсия. Паромы компании Starr Ferry перевозят пассажиров с 1888 года. Проплывают они мимо живописных берегов и прибывают в популярный туристический район Чимсачёй. Здесь находится магазины, рестораны, местная Аллея Звёзд, колониальная часовая башня, а с набережной открывается восхитительный вид на небоскребы острова.
Название Гонконга дословно переводится как «благоухающая гавань». Когда-то в этих местах шла торговля различными благовониями, производимыми фабриками на берегу. Сейчас это «гавань миллионеров»: здесь расположены офисы всемирно известных банков и компаний, грузовой порт перевозит огромные объемы товаров из Китая по всему миру.
Высокие технологии города сочетаются с традициями, западным влиянием, восточной экзотикой и красивой природой, на фоне высоток плавают деревянные лодки с алыми парусами. Гонконг удивляет и поражает воображение, путешествие в этот уголок земли никого не оставит равнодушным.