4 повести самого знаменитого цикла Стивена Кинга и их экранизации

Четыре сезона - четыре времени года. Нейросеть "Шедеврум" видит всё, конечно, намного веселее, но если добавить немного кинговской мрачнухи...
Четыре сезона — четыре времени года. Нейросеть «Шедеврум» видит всё, конечно, намного веселее, но если добавить немного кинговской мрачнухи…

Поводом для написания данной статьи послужил фильм «Способный ученик», просмотренный по рекомендации моего подписчика Дениса. Стивен Кинг – один из самых экранизируемых авторов. Большинство из фильмов, минисериалов и сериалов по его произведениям не представляют собой чего-то выдающегося. Самое интересное в книгах Кинга – то, что происходит в голове героя. Передать это на экране слишком трудно, потому обычно берут из книги только какие-то события и имена персонажей, а порой (как в случае с «Бегущим человеком» или «Газонокосильщиком») и вовсе только название. Часто атмосферу ужаса удаётся передать языком кино. Правда, и в этом случае не всё однозначно: всегда ли главной целью автора было желание напугать?

Сегодня остановлюсь на экранизации моего любимого цикла повестей «Четыре сезона», а в зависимости от количества откликов продолжим или закончим разговор о других фильмах по книгам Стивена Кинга.

Обложка к DVD с фильмом. Хвастаться номинациями, вообще-то, не стоило.
Обложка к DVD с фильмом. Хвастаться номинациями, вообще-то, не стоило.

Пожалуй, самая удачная экранизация

Повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» имеет подзаголовок «Весны извечные надежды». В ней рассказывается о том, как несправедливо оказавшийся в тюрьме Шоушенк банкир Энди Дюфрейн смог повторить подвиг Эдмона Дантеса, бежавшего из заключения. Только чёрствые сердцем останутся равнодушными при чтении книги. А уж фильм «Побег из Шоушенка» (в оригинале – «Искупление Шоушенком») с Тимом Роббинсом и Морганом Фриманом и вовсе входит в сокровищницу мирового кинематографа. «Побег из Шоушенка» в верхней строчке рейтингов уже 30 лет. А ведь в прокате он едва вернул затраченные на него немалые деньги. Наверное, подобное кино действительно лучше смотреть дома.

В целом фильм получил положительные отзывы, но мне попадалось и немало отрицательных. Мол, зачем надо было обязательно «опускать» главного героя? Не лучше ли было ограничиться попыткой к изнасилованию? Может быть. Но тогда это было бы что-то иное. И награда в конце не такой выстраданной, а потому справедливой.

Сам Кинг, продав права на экранизацию за баснословные по тем временам $5000, скептически отнёсся к идее снять фильм о воспоминаниях Реддинга о Дюфрейне. Однако «король ужасов» был приятно удивлён в итоге.

«Побег из Шоушенка» был номинирован на «Оскар». Семь номинаций! Увы, статуэтки отдали другим. Даже композитора Томаса Ньюмана, сделавшего карьеру на саундтреках к этому киношедевру, обошли. Да, с «Форрестом Гампом» (шесть «Оскаров» в январе 1994!) соперничать было непросто, но и годом позже превзойти успех «Списка Шиндлера» (7 статуэток) было бы ещё сложнее. Да, не одними «Оскарами» определяется место в истории, но кто бы без этой награды запомнил конъюнктурный позор под названием «Утомлённые солнцем» («лучший фильм на иностранном языке» того же, 1993 года)?

Благодаря расцвету пиратства в искусстве и стараниям ныне покойного кинокритика Сергея Донского, мне удалось посмотреть «Побег из Шоушенка» в год премьеры. Да, рязанское телевидение начала девяностых баловало нас показами киношедевров. К сожалению, первый раз смотрел не в цвете, но всё равно проникся. А повесть прочитал потом, и, пожалуй, соглашусь с теми, кто считает экранизацию Фрэнка Дарабонта превосходящей литературный материал. У одного моего знакомого был когда-то культурный шок, когда я ему сказал, что его любимый фильм снят по повести Стивена Кинга. Неужели каждый раз он пропускал титры и начальные кадры? Или на самом деле авторство Кинга не упоминалось?

Обложка к DVD.  Постеры на "Кинопоиске" только на варварском наречии, поэтому пришлось довольствоваться малым.
Обложка к DVD. Постеры на «Кинопоиске» только на варварском наречии, поэтому пришлось довольствоваться малым.

Отличная экранизация

Мне приходилось несколько раз работать с начинающими читателями. Нет, не с детками, которые учатся читать, а с подростками или взрослыми людьми, которые готовы полюбить чтение, но по разным причинам не начали это делать самостоятельно. Интересный опыт. Пожалуй, сравнить можно только с чтением и разъяснением «Котлована» Платонова для доктора наук из Японии. Так вот, повесть из цикла «Четыре сезона» под названием «Способный ученик» (подзаголовок «Лето распада») я обязательно брал для чтения и обсуждения. Это один из шедевров Стивена Кинга, в котором поднимается множество актуальных проблем – о фашизме и насилии, о целях и средствах, о подчинении и ответственности и т.д.

Когда-то мой одноклассник болел бродяжничеством. Он был из многодетной семьи, жившей впроголодь, в крайне тяжёлых условиях. К слову, и в СССР люди жили по-разному. От такой жизни на бродяжничество, пожалуй, действительно потянет. Было что-то трогательно романтическое в этих поездках зайцем, сном под перроном, новыми впечатлениями и постоянной опасностью. И ужасное, естественно. А вспомнил я его из-за его письма в газету «Комсомольская правда», в котором он просил редакцию побольше публиковать историй о жизни безработных и бездомных за границей. Главное – с фотографиями. Письмо было напечатано в одном из номеров. Там же для юного читателя поместили и несколько статеечек про американских бомжей (незнакомое тогда ещё слово), с вожделенными фотографиями. Бедные сотрудники «КП» думали, что юный читатель сочувствует страданиям из пролетарской солидарности. Но на самом деле картины человеческого унижения и падения вызывали у него реакцию наподобие той, что возникает у многих при наблюдении за жизнью обезьян. Они похожи на нас. Этим и смешны. А ещё герой культового романа Хайнлайна «Чужак в стране чужих» отмечал, что юмор – это когда так грустно, что нет сил плакать.

Герой повести (и одноимённой экранизации 1998 года) Тодд Боуден узнаёт в одном старике нацистского преступника и начинает получать удовольствие от его шантажа. Он не требует денег, а заставляет фашиста рассказывать об уничтожении людей, одеваться в форму эсэсовца и маршировать. Главное удовольствие – в острых ощущениях. Кто-то ищет их в фильмах ужасов. Кому-то для встряски нужен экстрим. Тодд становится похож на наркомана, требуя всё новых и новых подробностей. Но старик не готов быть безропотным рабом, игрушкой в руках подростка. Постепенно и он в какой-то степени подчиняет себе способного ученика.

Фильм действительно снят по книге, и ощущения при просмотре вполне сопоставимы с эмоциями от прочтения. Порадовал исполнитель роли бывшего коменданта концлагеря Иэн Маккеллен. Кажется, что за прошедшие годы он почти не изменился: он так же стар что в роли Курта Дюссандера (1998), что в роли Гэндальфа (2001-2014), что в роли Гамлета (2024). А его партнёр по фильму юный Брэд Ренфро по-настоящему потрясает. Думаю, довольно счастливый для него финал многих смутил: неужели фильм оправдывает малолетнего преступника? В книге Тодд становится настоящим чудовищем, действительно под стать старому нацисту. И убийств на нём побольше, чем одно-единственное. В повести погружение в болото мерзости глубже и страшнее. Зато финал справедливее. Увы, финал самого молодого актёра был довольно типичным для ранних звёзд. Алкоголь – наркотики – передозировка. Брэд Ренфро умер в 25, успев сняться в 24 фильмах.

Обложка к DVD напоминает книгу. Фильм тоже напоминает книгу. И писатель в наличии. Его играет Р.Дрейфус.
Обложка к DVD напоминает книгу. Фильм тоже напоминает книгу. И писатель в наличии. Его играет Р.Дрейфус.

Неплохая и ожидаемая экранизации

Фильм «Останься со мной» по повести «Тело» (подзаголовок «Осень невинности») был снят в далёком 1986 году. С тех пор исполнители главных ролей превратились из смешных мальчишек во взрослых дядечек. Самый юный из четвёрки, Джерри О’Коннелл, даже сделал относительно неплохую карьеру. Относительно… Для некоторых карьера – это путь от узнавания и знаменитости к скамье подсудимых и преждевременной смерти от упоминаемой выше передозировки. Некоторые видят успешность в количестве работ, даже если большая часть – откровенный шлак.

Повесть «Тело» о том, как четверо друзей-подростков совершают короткий поход в поисках тела мальчика, сбитого поездом. Собственно, один из друзей, ставший писателем Горди Лашанс, вспоминает этот поход и своих спутников. Все они позднее погибли: один при попытке разнять дерущихся, другой в автокатастрофе, а третий при пожаре. Тема смерти в этой довольно мутной и мрачной повести ведущая. Впрочем, дорога и жизнь не зря ассоциируются друг с другом.

Жанр фильма (номинация на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий) – комедийная драма о взрослении. У Кинга мальчишек избивают более сильные и жестокие конкуренты. В фильме друзья возвращаются домой, полные впечатлений от победы в поединке с опасностями. Происходящее в книге и её героев воспринимаешь и переживаешь как реальность. Ретушированная история ретушированных (хоть и неказистых) ребятишек в фильме довольно интересна, местами забавна, но не более.

Ну, а о четвёртой повести цикла под названием «Метод дыхания» (подзаголовок «Зимняя сказка») скажу лишь несколько слов. Пожалуй, это наиболее фантастическое произведение цикла. Причём такую фантастику лично я не люблю. Ну, не поверю, что оторванная голова может говорить. У Беляева подобное хотя бы имело логику, а здесь какая-то ахинея. Но написано всё равно здорово: это тот старый добрый Кинг, который не оставляет равнодушным. А что касается экранизации, то работа над ней идёт до сих пор, как говорят. Вроде ковидные дела помешали своевременному выходу. Что ж, «Побег из Шоушенка» Дарабонт снимал почти семь лет, и получилось отлично. Правда, есть весьма спорный прецедент с небезызвестной экранизацией повести Стругацких у Ю.Германа…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях