Приветствую всех на моем канале! Продолжаем наши похождения по Санкт-Петербургу, которые мы начали в прошлый раз около Казанского собора, а остановились мы тогда на повороте Казанской улицы, рассмотрев самый колоритный дом с восьмиколонным портиком, который на этом повороте и расположился.
Смотрим нечетную сторону
По этой же улице Казанской мы дальше и идем. А на другой стороне находится не такой выразительный дом, особо ничем не выделяясь, если только тем, что он ниже на этаж соседних домов, перестроенный архитектором Николаем Павловичем Гребенкой в 1861 году.
Следующий бывший доходный дом по той же стороне (под номером 11) уже пятиэтажный. Таким он стал, когда в 1883 году архитектор Министерства государственных имуществ Александр Константинович Буш надстроил 5-й этаж и изменил отделку фасада в стиле эклектики. С конца XVIII века и весь XIX век владельцы этого дома довольно часто менялись, а последней владелицей в начале XX века была Анна Васильевна Дурдина – жена пивовара, одного из наследников основателя «Товарищества пиво- медоваренного завода Ивана Дурдина», кстати, поставщика императорского двора.
Теперь четную
Теперь мы переводим взгляды на четную сторону Казанской. Там, по соседству с колоритным угловым домом, расположился под номером 20 особо ничем не примечательный четырехэтажный дом. Как и у всех остальных домов по этой стороне улицы до Гривцова переулка, у этого дома, построенного в начале XIX века, один фасад выходит на Казанскую, а другой – на набережную канала Грибоедова. В предыдущей статье я упомянул, что в домах на этой улице в разное время жили многие знаменитые люди. Есть информация, что в XIX веке и в этом доме какое-то время жили весьма знаменитые люди: сначала это был поэт Василий Андреевич Жуковский, а позже – композитор Модест Петрович Мусоргский.
Бруни, Пель и другие
Смотрим на следующий дом по той же стороне, тоже четырехэтажный, но примерно раза в три больше по протяженности, чем предыдущий дом. Он был построен в 1796 году в строгом классическом стиле, и конечно, его после этого не раз перестраивали. Кто точно был автором перестройки дома в 70-е годы XIX века, когда он получил нынешний вид – точно не известно, одни говорят, что это архитектор А.Р. Гешвенд, а другие – что это не он.
Но точно известно, что этим домом владели в разное время как минимум три архитектора, и никто из них существенно не перестраивал этот дом. Достаточно вспомнить знаменитую фамилию Бруни. Этим домом с конца XIX века и до революции владела жена архитектора Юлия Федоровича Бруни – сына знаменитого живописца Федора Бруни. А сама Мария Александровна Бруни была дочерью еще одного знаменитого архитектора – это Александр Христофорович Пель.
И снова Пель, да не один
Как раз следующий дом, построенный еще в конце XVIII века, Александр Христофорович Пель и перестроил в 1840 году для владевшего тогда домом шталмейстера и действительного статского советника Ивана Дмитриевича Черткова. Этот дом находится на перекрестке с Гороховой улицей, на нее и выходит один из фасадов дома, а два других, соответственно, выходят на набережную канала Грибоедова и на Казанскую.
Кроме жилых квартир в этом доме располагалось множество разных лавок, магазинов, мастерских, но одно заведение, хоть и меняло свою принадлежность неоднократно, открывшись в конце XIX века, не меняло свое направление деятельности до сих пор – это одна из старейших аптек Санкт-Петербурга. Ее здесь открыл сын основателя старейшей аптечной фирмы Вильгельма (Василия Васильевича) Пеля – Оскар Васильевич Пель, он и жил в этом доме. А аптека здесь даже в блокаду не переставала работать. Она располагается на втором этаже, а вход со стороны Гороховой.
И снова нечетная сторона
И снова обратим внимание на нечетную сторону Казанской. Здесь также расположились бывшие доходные дома. Дом под номером 15 известен с XVIII века, в конце того века он принадлежал купцу Ивану Алексееву. А перестроен он был из двухэтажного в четырехэтажный в 1846 году, когда им владел губернский секретарь Александр Павлович Засецкий. С 1895 года и до революции дом состоял в собственности Казанского прихода.
Следующие два дома до угла с Гороховой считается, что объединены в один под номерами 17-19. Они, также как и предыдущие дома по нечетной стороне Казанской, строились в XVIII веке на месте большой усадьбы фельдмаршала Александра Борисовича Бутурлина, который постепенно отделял от своей усадьбы небольшие участки на Гороховой и Большой Мещанской (Казанской) улицах и продавал их разным лицам.
Сначала это были двухэтажные дома, но потом они не раз перестраивались и в XIX, и в XX веке. И владельцы этих домов тоже неоднократно менялись. В начале XX века домом номер 17 владел Александр Александрович Зельтен, а затем его сын Владимир, унаследовавший от отца не только дом, но и фирму, занимавшуюся продажей и ремонтом всех видов автомобильных шин. Владимир Александрович после революции и национализации дома еще долго жил в нем.
На перекрестке с Гороховой
Теперь мы переводим взгляды на угловые дома за перекрестком с Гороховой улицей, сначала по той же нечетной стороне Казанской. Там расположился трехэтажный дом, сохранивший облик первой трети XIX века. Первый этаж этого дома был построен в конце XVIII века, но известен этот дом по фамилии его владельца с 1816 года – это «вольный аптекарь» Карл Иванович Штраух. Он и его наследники владели домом до конца того столетия, при них этот дом и надстраивали.
Между Казанской улицей и набережной канала Грибоедова расположился еще один доходный дом. Имена владельцев этого дома, построенного в конце XVIII века и перестроенного в 1859 году архитектором Карповым Григорием Ивановичем, мне не известны, но выглядит этот дом весьма внушительно. А еще известно, что в 60-е годы того же века в этом доме жил другой архитектор – Александр Христофорович Кольб.
Очень колоритное место этот перекресток. Если посмотреть в начало улицы Гороховой, то открывается интересный пейзаж со шпилем Адмиралтейства в самом ее начале, ведь улица Гороховая – это средний из трех лучей между Невским и Вознесенским проспектами, расходящимися веером от Адмиралтейства. По Гороховой мы проходили в ноябре 2023 года, и я об этом рассказывал.
А в другую сторону по той же Гороховой виден немного горбатый Каменный мост, проложенный через канал Грибоедова (тогда Екатерининский канал) еще в XVIII веке. По набережной этого канала мы тоже проходили в январе 2024 года, и об этом я, конечно, тоже рассказывал.
Вот на этом перекрестке мы пока и остановимся, чтобы отсюда в следующий раз продолжить наши похождения.