Когда речь заходит об африканской красоте многие вспоминают супермоделей с шоколадным оттенком кожи, которые грациозно вышагивают по мировым подиумам. Но если посмотреть биографию таких моделей, то становится ясно, что к Африке они не имеют никакого отношения, а их экзотическая красота – по большей части плод работы косметологов и стилистов. Но не стоит обделять Африканский континент, есть и там свои красавцы и красавицы. И красота этих людей абсолютно естественная, не испорченная никакими ухищрениями. Встречайте – племя химба из Намибии.
Проникнувшая всюду цивилизация этих людей коснулась мало. В стремлении сохранить свою самобытность племя специально дистанцировалось от мира, уйдя на суровые окраины пустыни Намиб, а правительство страны всячески помогло и помогает им оградиться от назойливых туристов. И не зря – поток желающих полюбоваться на самое красивое племя Африки не иссякает никогда. Недаром африканки из племени химба с завидной регулярностью попадают на обложки гламурных журналов. Есть в их красоте что-то манящее, таинственное – эти высокие скулы, миндалевидные глаза, высокий рост и природная грация невольно притягивает к ним взгляд.
История этого племени не проста, а даже несколько трагична. Сначала внутренние войны заставили племя эмигрировать высоко в горы. Затем немецкий геноцид в 20-х годах существенно сократил их численность. Только-только племя начало возрождаться, как жесточайшая засуха в 1980 году уничтожила 90% крупного рогатого скота – основу жизни химба. Племени пришлось покинуть окраины пустыни и переселиться в города в качестве беженцев. И ждала бы их полная ассимиляция и потеря своей самобытности, но остатки племени вовремя спохватились и централизовано покинули города, уйдя вновь на бесплотные пустынные земли. С тех пор племя химба потихоньку начало возрождаться и теперь его численность превышает 50 тыс. человек.
Образ жизни этих людей кочевой. Основное занятие – скотоводство. И тощие и неприхотливые коровы не только определяют статусность членов племени, но и являются своеобразной валютой при расчетах между собой. Поэтому презренный метал, который мы называем деньгами, у химба не значит почти ничего. Для них это простые бумажки. А вот что имеет настоящую ценность для химба так это вода. Веками они жили и живут в одной из самых засушливых частей Африки – пустыни Намиб (кстати, рассказ о ней есть у меня на канале) и вода здесь на вес золота. Именно поэтому единственный предмет современной цивилизации, которому рады в племени – это пластиковые канистры для воды.
Воду они добывали раньше из углублений, которые выкапывали в земле, а уже в настоящее время власти роют для племени артезианские скважины, но химба не особо-то их жалует, считая, что эта вода годна исключительно для скота.
Поскольку вода в племени большой дефицит, то о водной гигиене у химба нет даже речи. Вместо этого они защищают свою кожу особой красной краской, которую добывают из окрестных гор. Точная рецептура этой краски неизвестна, но в ее составе присутствует красная пемза, коровье молоко и специальные травы. Этой краской женщины племени умащиваются по несколько раз в день, а по вечерам тщательно соскабливают, тем самым очищая тело. В результате таких процедур кожа у химба практически идеальная и имеет такой необычный красно–кирпичный оттенок.
Из этого своеобразного «суперклея» женщины делают свои дреды на голове – своеобразную визитную карточку племени. В эти длинные красные косички химба вплетают еще и волосы мужа, с почтением принятые от главы семейства.
Кстати, о мужчинах. Кому в племени живется вольготней всех, так это местным мужикам. Вся работа, а это выпас тощих коров, сбор трав, приготовление пищи лежит на женских плечах. Мужская часть лишь изредка занимает себя добычей той самой вулканической пемзы для чудо-краски (которую, само собой, делают тоже женщины). В остальное же время они развлекаются охотой и иногда собирают и разбирают хрупкие хижины, когда племя решает сменить место дислокации.
О хижинах. Живут химба в селениях, имеющих форму круга. В середине круга находится большой скотный двор, а по окружности хибарки. Жилище представляет собой хижину из бревен и палок, обмазанную глиной. Мебели в таких «домах» нет вовсе и спит племя на циновках и соломенных тюфяках. Из всех благ цивилизации кроме канистр, химба полюбили еще и разноцветные полиэтиленовые пакеты, которые используют как для переноски своих пожитков (главным образом украшений), так и для того, чтобы мастерить из яркого целлофана всевозможные бантики и ленточки. Эти «поделки» женщины химба искусно вплетают в свои замысловатые прически.
Семейные нравы в племени очень даже свободные. На супружескую верность химба смотрят сквозь пальцы – количество жен не ограничивается и ими даже можно меняться. О какой тут ревности может идти речь, когда ушедший на промысел муж может запросто отдать на время свою жену соседу. Никакому мужику даже в голову не взбредет интересоваться у своей жены его ли это ребенок или нет. Более того, все дети племени считаются общими и воспитываются этакой коллективной племенной мамой.
Власти страны обеспокоены такими свободными нравами, поскольку каждый пятый житель Намибии является носителем СПИДа, но химба эта обеспокоенность не колышет – они твердо убеждены, что на все есть воля богов, и сколько суждено прожить, столько и проживешь. Наверно они знают толк в этом, поскольку продолжительность жизни в племени одна из самых высоких на африканском континенте – 70 лет. А отдельные химба–долгожители доживают и до ста.
Побывать в племени в качестве туриста не так-то и просто – Намибия старается дозировать поток туристов в места традиционного обитания химба и получить пропуск порой не получается. И это правильно – где еще на нашей планете можно встретить такой самобытный островок настоящей жизни без телефонов, новостей по телевизору и глупых законов.