В Туапсе на привокзальной площади в курортный сезон толчея, достойная миллионного города:
Ведь для пассажиров дальних поездов на этой станции висит добрая треть побережья, все эти Небуг, Новомихайловский, Джубга, Архипо-Осиповка, а может быть и Геленджик: с немалой части страны досюда ехать куда удобнее, чем до Новороссийска. Пока же закрыты аэропорты Анапы, Геленджика и Краснодара, здесь актуальны и авиапассажиры — ведь в среднем раз в пару часов в Туапсе приходит «Ласточка» с аэропорта Сочи:
У вокзала, построенного в 1959 году — не роскошные, но симпатичные интерьеры:
А пока ищешь пригородную кассу (у главного здания несколько входов с перрона) — успеваешь осмотреть их все:
Так, в зале ожидания обнаружился памятник Николаю Петрову (2006) — очень странному генералу, который ни разу не был на фронте, но — сделал для фронтов больше, чем многие, кто там бывал. Ведь основным его профилем была стратегическая логистика — например, доставка в 1878 году по железной дороге маломерных судов с Балтики на Чёрное море, чтобы форсировать Дунай. В начале ХХ века Петров спроектировал сложнейший горный участок Армамир-Туапсинской железной дороги, а заодно обзавёлся домиком в Шепси.
Туапсе делит побережье на две совершенно разные части. Направо, если стоять лицом к морю — трудные дороги, глухие бухты, сосновые леса сухих субтропиков и дольмены, сложенные из камней; налево — дольмены, выбитые в глыбах, дождевые леса с лианами, почти сплошной широкий пляж на десятки километров и железная дорога вдоль него, где, подождав самое большее часок, едешь на быстрой кондиционированной «Ласточке».
Из её окон отлично виден колоссальный терминал «Еврохима» по перевалке удобрений:
Живописные эллинги в устье Туапсинки, успевшие превратиться в дачи, но пока не в гостиницы:
И вот такой пейзаж почти что до самого Сочи: