Я плохо знаю Феодосию. Вроде бы и бываю здесь часто, но всегда на машине. Подъехал, погулял немного в центре знакомыми маршрутами, сходил к морю, съездил к Генуэзской крепости… Вот в основном и всё. И казалось мне, что это большой город, без навигатора заблудишься. Но вот решил побродить по Феодосии ногами. И оказалось, что это только из окна машины город кажется большим. А на деле от Карантина — это самая окраина, где стоят сохранившиеся крепостные стены — до центра города, бывшей Александровской площади, где стоит фонтан Айвазовского и кинотеатр «Крым», всего полчаса неспешным шагом.
Тут же, неподалёку, находится фонтан-памятник Доброму гению.
Он был поставлен на средства горожан в память великого художника и благотворителя Ивана Айвазовского. Оригинальный фонтан-памятник был утрачен во время немецко-фашистской оккупации Крыма. Этот новый, сооруженный 20 лет назад. Мне нравится. Особенно приятно посидеть рядом на скамейке в жаркий летний день, либо прямо на бортике чаши, слушая, как журчит и плещется вода, и ощущая на лице прохладу.
Из Карантина в город идут две дороги — улица Ленина и улица Горького. Они параллельные и обе односторонние, одна туда, другая обратно.
До недавнего времени дороги там были не самого хорошего качества, но вот буквально на днях обе улицы заасфальтировали. Ездить стало приятно, но вот ходить пока не очень, поскольку ещё держится запах свежего асфальта.
Улица Ленина прежде называлась Екатерининской, а Горького — Итальянской. В краеведческих заметках попадаются описания Итальянской как шикарной улицы с роскошными гостиницами и дорогими магазинами. Она и сегодня местами сохранила свой шик, хотя была сильно разрушена в годы Великой Отечественной войны.
На месте разбомблённых зданий были построены очень даже неплохие новые, сталинской архитектуры. Например, вот этот большой трёхэтажный жилой дом (на фото внизу), который занимает половину квартала, выходя одним боковым фасадом на Ленина, а другим на Горького. Не хватает только атлантов с кариатидами. И ещё, конечно, заботы о состоянии хотя бы фасада, я уж не знаю, что там за стенами.
Феодосия, конечно, очень милый городок. Но вот что здесь явно бросается в глаза, так это неухоженные фасады. На снимке ниже ещё один очень красивый жилой дом, полагаю, сталинской постройки. И видно, что фасад не очень давно был приведён в порядок. Однако как его лицо портят самопальные козырьки, коробка застекленного балкончика и разномастная окраска первого этажа.
По улице Горького идет прекрасный бульвар со скамейками и хорошими дорожками. Даже сейчас, когда деревья стоят голые, здесь очень приятно гулять.
Бульвар, я думаю, рекордсмен города по количеству памятников на единицу площади. На фото ниже Аллея героев Великой Отечественной, а также Крымской войн.
Здесь же памятник морякам-подводникам.
Памятник юным партизанам и подпольщикам.
Рядом с этим памятником здание с красивой лестницей.
Здесь же на бульваре недавно открытый бюст легендарному силачу и борцу Ивану Поддубному. Это мой кумир детства. Подростком я записался в секцию классической борьбы под впечатлением прочитанных и услышанных историй про русского Чемпиона чемпионов. Кстати, через год занятий я выиграл первенство города Армавира среди юношей. Очень тогда гордился собой.
Ещё один памятник героям Великой Отечественной.
Якорь принадлежал крейсеру, с которого высаживался феодосийский десант.
Мне одна местная женщина, которая была подростком в то время, рассказывала про эту героическую и трагическую историю, очевидицей которой она была. Много советских бойцов погибло тогда. Остатки десанта дошли до городка Старый Крым, в котором мы сейчас живем, где и приняли свой последний бой. Неподалеку от города есть Поляна десантников, на которой фашисты расстреляли последних уцелевших бойцов, не пощадив никого.
Тут же на улице Горького я увидел памятник Александру Довженко. Был такой советский кинорежиссер, любимец Сталина. Его именем назвали киностудию.
Я даже огорчился, потому что считаю, что ему здесь совсем не место. Был этот деятель киноискусства лютым русофобом, писал гадости про Россию и про русских в духе сегодняшних оголтелых украинских националистов. Но потом я прочитал надпись на памятнике, а там «Александр Довженко, народный врач СССР». Не знаю такого, пришлось гуглить. Оказывается был такой психотерапевт и нарколог, автор методики лечения алкоголизма. Подумалось, что можно было бы рядом поставить ещё бюсты Малахова, Чумака и Кашпировского, тоже ведь были знаменитые народные целители времен перехода от социализма к капитализму. На всю страну заряжали банки с водой от всех болезней, слепых делали зрячими, а хромых спринтерами и марафонцами.
Ну и расскажу ещё про один замечательный памятник на бульваре. Это феодосийский пионер-партизан Витя Коробков, замученный в гестапо и расстрелянный фашистами.
С советских времён появилась трогательная традиция, повязывать юному герою пионерский галстук. Давно уже нет ни Советского Союза, ни пионеров, которые «всем ребятам пример», но красный галстук Вите Коробкову до сих пор кто-то повязывает.
Между улицами Ленина и Горького небольшой парк с гордым названием Матросский сад или Морсад.
На краю его стоит мечеть Муфти-Джами, построенная турками в первой половине 17-го века. Эта мечеть успела побывать армянской католической церковью, а затем снова перейти в ислам.
На месте нынешнего Морсада во времена турецкого владычества был крупнейший в Крыму рынок невольников. Сейчас об этом ничего не напоминает. Тихое, спокойное место, где феодосийцы, живущие неподалёку, прогуливают собачек.