Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Продолжаем наши прогулки по Петербургу! Итак, мы с Вами полностью прошли Казанскую улицу от Казанского собора на Невском проспекте, в честь которого эта улица и названа, до Фонарного переулка, упираясь в который она заканчивается. Теперь мы по этому переулку идем дальше, к его началу, в сторону набережной Мойки.
Коротко о названии
Первоначальное название этого переулка с конца 30-х годов XVIII века – Голицын переулок, по фамилии домовладельца, поселившегося здесь в 1726 году, генерал-кригс-комиссара князя Михаила Михайловича Голицына. Но это название не прижилось и его стали называть Материальная улица или Материальный переулок, из-за того, что здесь выгружали строительные материалы.
В конце того же века улица стала называться Фонарной от Фонарного казенного питейного дома, находящегося в здании, принадлежавшем фонарному мастеру Адмиралтейской части. Ну а в начале века следующего закрепилось сегодняшнее название – Фонарный переулок. В конце XIX века здесь действительно было много фонарей – красных, из-за обилия в переулке «домов терпимости», в которых работали «девушки с пониженной социальной ответственностью». Переулок тогда даже хотели переименовать, мол, название поменяем – и «красные фонари» исчезнут, но в Городской управе обоснованно постановили, что переименование не решит вопроса, и оставили все как есть.
От Казанской до Декабристов
Сейчас, конечно, никаких «красных фонарей» здесь нет, и мы начинаем рассматривать дома, выстроившиеся друг за другом в этом переулке, сначала по четной стороне. А следующий дом №14, после углового от Казанской улицы, который мы рассмотрели в прошлый раз, был построен в 1868 году архитектором И.В. Штромом. В 1885 году он был перестроен архитектором А.Д. Фиалковским. С 1896 года дом принадлежал германскому подданному Г.А. Штейдингу, а затем его наследникам, владевшим колбасной мастерской.
Следующий четырехэтажный дом по той же стороне с двумя эркерами по краям построил архитектор А.И. Климов в 1879 году. В конце того века дом принадлежал финскому землевладельцу Л.Ю. Мюллеру, а перед революцией владельцами была семья Леман.
Следующий бывший доходный дом, выходящий своим углом на улицу Декабристов, был перестроен из более старого архитектором Капитоном Капитоновичем Масловым в 1900 году. Я его почему-то запечатлел только издалека. А еще есть данные, что в нем снимал жилье в 1904-1906 годах знаменитый в будущем полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов, но это не точно, потому что, если верить его биографии, в это время он находился постоянно в экспедициях и на службе на Дальнем востоке.
На противоположной нечетной стороне переулка от дома, построенного в 1997 году, вытянулся до улицы Декабристов дом, построенный еще в XVIII веке, но тогда он был двухэтажным. Таким, как сейчас, он стал в 1878 году, когда участок купила графиня Мария Ильинична Остен-Сакен, урожденная княжна Долгорукова, в первом браке княгиня Голицына. Дом для нее был перестроен по проекту архитектора Александра Ивановича Вальберга. После ее смерти в 1907 году и до своей в 1912 году владельцем был ее муж действительный тайный советник и дипломат, граф Николай Дмитриевич Остен-Сакен.
От Декабристов до Пирогова
За перекрестком с улицей Декабристов расположился пятиэтажный угловой дом с изящным эркером. Его построил для купца Шпигеля архитектор Алексей Семенович Кирилов в 1842 году, но тогда дом был трехэтажным. Таким, как сейчас, он стал в 1880 году, когда следующий владелец купец А.К. Ригин заказал архитектору Сергею Осиповичу Шестакову перестройку дома, тогда были надстроены четвертый и пятый этажи.
Следующий дом по той же стороне пониже, но более протяженный, сначала он доходит до угла с переулком Пирогова, а затем продолжается дальше и по тому переулку. Такой вид он получил, когда старый дом (а скорее всего – не один) в середине XIX века перестроил архитектор Александр Христофорович Пель, владельцем участка тогда и до революции была семья Мерц.
Но еще до этой перестройки здесь жил, сначала в 1836-1837 годах, а затем в 1840-1841 годах, великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Соответствующая мемориальная доска установлена на фасаде по Фонарному переулку, кроме того, на ней еще написано, что здесь композитор создал две свои знаменитые оперы: «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
Доходные дома Воронина и Воронинские бани, и кое-что еще
Дальше, за перекрестком с переулком Пирогова, расположились последние два дома по нечетной стороне Фонарного переулка, вернее, они первые, у них даже нумерация у обоих по этому переулку – номер 1. И принадлежали они с середины XIX века одному человеку, затем его наследникам. Этот человек – купец 2-й гильдии, надворный советник Михаил Степанович Воронин, а кроме того, он еще стал выдающимся ученым, доктором ботаники, микологом и фитопатологом, академиком Императорской Академии наук.
Доходный дом на углу с переулком Пирогова для него построил в 1857 году Алексей Семенович Кирилов. Кроме того, в нем находились водолечебница и трактир. А в 1870-1871 годах в общем дворе двух домов архитектор Павел Юльевич Сюзор построил народные бани, названные Воронинскими. За это сооружение он получил золотую медаль на Всемирной политехнической выставке в Вене в 1873 году.
Перед тем как осмотреть следующий воронинский дом, я обратил внимание на здание напротив, по четной стороне переулка. Сначала мне показалось, что это какой-то новодел, но оказалось, что это здание построено архитектором Василием Васильевичем Шаубом в 1901 году специально для школы, в которой обучали детей иностранного исповедования, еще ее называли Английская или Ланкастерская. С тех пор здесь детей и обучают, только теперь это школа №255 с центром дополнительного образования «Школа творчества». Правда, говорят, что внешний вид этого здания сильно исказили при капитальном ремонте где-то в 80-е годы XX века.
Ну а теперь вернемся к Воронину, точнее, к его домам. Угловой дом №1/82, больший фасад которого выходит на набережную Мойки, был построен еще в конце XVIII века. После того как Сюзор построил знаменитые народные бани во дворе двух домов Воронина, он взялся и за этот дом. В 1874 году дом был надстроен все тем же архитектором и графом Павлом Юльевичем Сюзором одним этажом с изменением декора фасадов. Угловой каменный дом сохранил до сегодняшнего дня свою первоначальную структуру и декор фасадов в характере эклектики.
А Воронинские бани в советские времена, в конце 30-х годов, стали Банями №43. Во двор к этим баням мы не заходили, но, говорят, что они уже давно закрыты на реконструкцию. А меня еще немного повеселило название ресторана в этом доме со стороны Мойки. То ли это отсылка к Достоевскому, то ли обращение к посетителям этого заведения?
Вот и прошли мы Фонарный переулок, но хотелось бы упомянуть еще одну деталь – это мост через Мойку, с которого Фонарный переулок и начинается. А как он называется? Конечно – Фонарный. Первый пешеходный мост был построен здесь в 1906 году, тогда он был деревянный. Нынешний железобетонный мост был построен в 1973 году. Въезды на Фонарный мост украшают декоративные торшеры с фонарями, стилизованные под архитектуру классицизма, что позволило современному мосту органично вписаться в архитектурный облик набережной.