1. В прошлом веке была популярна песенка со словами: «Ах вы, пташки-канашки мои! Разменяйте бумажки мои!» Словом «канашка» раньше называли не только шуструю птаху, но и веселую девицу, этакую озорную милую каналью. Однако город Канаш Чувашской республики никакого отношения к этим фривольностям не имеет. На местном языке «канаш» означает «совет», «советский» и такое название поселок получил в 1920 году вместе с образованием Чувашской автономной области;
2. А до этого на том месте стояла деревня Шихраны, которая в XIX веке с постройкой железной дороги стала станцией. В первые годы советской власти она выросла до узловой, обзавелась депо, вагоноремонтным заводом и поменяла статус на город в 1925 году. И поныне Канаш остается транспортными воротами Чувашии. Благодаря своему расположению в самом центре республики он в 20-е годы чуть было не стал ее столицей. Но на территории города отсутствовали надежные источники воды, поэтому выбор пал на Чебоксары, а Канаш стал развиваться как город железнодорожников;
3. Главным промышленным предприятием Канаша стал вагоноремонтный завод, который в годы войны выпустил четыре бронепоезда и отремонтировал 15. Жаль вот только, что ни один из них не дожил до наших дней, а ведь мог бы послужить хорошим памятником. Тем более что традиционные паровозы на постаментах уже стали тиражными и не вызывают особого интереса у искушенных туристов;
4. Зато интересен канашский вокзал, чем-то отдаленно напоминающий дворец, а внутри так особенно. При реконструкции в 2000 году его не стали упаковывать в разноцветный сайдинг, что только добавило плюсов архитектурному ансамблю привокзальной площади. Особое место в нем занимает скульптура «Сетнер и Нарспи». Это персонажи поэмы «Нарспи» 1908 года, которых часто называют «чувашскими Ромео и Джульеттой»;
5. В 44-тысячном Канаше сохранилось немного образцов дореволюционной архитектуры. Стоит выделить здание бывшей учительской семинарии, в облике которого присутствуют элементы модерна, и пару водонапорных башен, удачно вписавшихся в окружающую невысокую застройку. Интересен своим стилем миниатюрный кинотеатр «Мир», построенный в послевоенное время и ныне отданный краеведческому музею. Что касается планировки, то Канаш — это районы типовых пяти- и четырехэтажек в центре, частный сектор на юге и западе и огромная промзона, занимающая восточную часть города;
6. За отдых и рекреацию в Канаше ответственен огромный городской парк, который начинается прямо за центральной площадью. Его интересная особенность — большое количество детской деревянной скульптуры и то, что в своей дальней от входа части он переходит в настоящий лес, где можно найти немало уютных опушек. Обустроенная часть тоже хороша — мягкое освещение, белочки-лавочки и колесо обозрения, которое может служить для туристов аналогом смотровой площадки;
7. Помимо парка в Канаше есть тематические скверы: памяти огнеборцев и воинов-афганцев. Ну и куда без военной техники — боевой машины на постаменте и неожиданного вертолета Ми-24В на центральной площади. Вообще, в Канаше много военных памятников — у города славная история трудового героизма его жителей в годы ВОВ. Но отметить стоит не их, а необычный «золотой столб» с числом 50000 на вершине. Эта маленькая гордость Канаша, установленная в 1986 году, обозначает, что с вводом электротяги на канашском участке железной дороги протяженность электрифицированных магистралей СССР достигла 50 тысяч километров. Ну а самая главная железнодорожная достопримечательность Канаша расположена в нескольких километрах от него. Это старинный железнодорожный мост (1914 год), который представляет собой арочный виадук высотой в 20 метров — крепкая мощь камня и железа;
8. Железнодорожная тематика нашла свое место и на гербе Канаша — знаменитые «крылья МПС» и шестеренка говорят сами за себя. А вот три восьмиконечных звезды во главе щита подчеркивают географическое расположение города, хотя каким образом они это делают — в описании не сказано.