Первоначально я планировал рассказать о Печатном дворе на Никольской улице и отправиться в сторону Нового Арбата и Воздвиженки, в Кисловские переулки. Но неожиданно задержался здесь. На самом деле мне очень давно хотелось написать о многих местных красотах, и вот сейчас, похоже, настало для этого время.
Сама Никольская – одна из древнейших улиц Москвы, часть посада – места к востоку от Кремля, где «садились», то есть селились торговцы и ремесленники.
В шестнадцатом веке посад окружат крепостные стены Китай-города, от которых сегодня осталась лишь пара фрагментов и одна уцелевшая башня. Но задолго до того, как появился Китай-город, в посаде образовалась монашеская обитель в честь Святителя Николая, уже в четырнадцатом веке известная как…
…«Никола Старый у Большого Крестца»
Еще этот монастырь называли Никольским, что у Ветошного ряда, и Никольским «у крестного целования». Первое и последнее названия говорят о том, что здесь в древности стояла особая часовня, где приводили к присяге – целованию креста.
Да и сама улица по его имени стала называться Никольской. До этого была она Сретенской, являясь одним целым со Сретенкой и Лубянкой.
(3 фото)
Кто и когда основал этот монастырь, сейчас неизвестно. Более того, исследователи говорят, что первоначально он располагался на другой стороне улицы, рядом с Богоявленским монастырем, на месте нынешнего Казанского подворья.
Впервые о нем упомянули документально в 1390 году, когда в Москву на встречу с великим князем Василием Первым, сыном Дмитрия Донского, приехал Константинопольский патриарх Киприан с делегацией афонских монахов. В этом монастыре его встречали, в нем он облачился в архиерейские одежды и отправился в Успенский собор Кремля.
Позднее Иван Грозный особым указом сделал Никольскую обитель местом временного проживания греческих и византийских иноков и путешественников, прибывающих в столицу русского государства.
А после того как в 1648 году в Москву был передан список с Иверской иконы Божьей Матери…
…Государь Алексей Михайлович закрепил Никольский монастырь за Афоном
Фактически он сделался подворьем Афонской Иверской обители под управлением архимандрита Дионисия, и его насельниками отныне позволялось становиться лишь греческим монахам. А в 1653 году Алексей Михайлович и вовсе разрешил проводить здесь богослужение на греческом языке.
Икону вначале поместили в монастыре, но вскоре выстроили отдельную часовню у ворот Китай-города. Позднее с нее сделали точную копию, а сам образ отправили в Валдайский монастырь.
Греки возвели в обители храм Николая Чудотворца, в народе прозванный «Никола Большая Глава», уничтоженный в советское время.
А еще обитель, расположенная между Печатным двором и Заиконоспасским монастырем,
стала местом заточения провинившегося священства. К примеру, в ней какое-то время содержался под стражей митрополит Филипп (Колычев). А некоторые историки предполагали, что здесь, а не в Богородице-Рождественском монастыре, как считается официально, была насильственно пострижена впавшая в немилость бездетная жена Василия Третьего Соломония Сабурова перед своей отправкой в Суздальский Покровский монастырь.
Но это не точно.
Обитель часто горела, но…
…Каждый раз возрождалась
В 1711 году Петр Первый пожаловал молдавскому господарю Дмитрию Кантемиру участок земли возле Никольского монастыря, и спустя несколько лет Кантемиры за свой счет выстроили новый каменный храм Николая Чудотворца, а сам монастырь впоследствии сделался их фамильной усыпальницей.
Французы в Грозу двенадцатого года Николо-Греческий монастырь разграбили и порушили, но его в очередной раз восстановили.
В последний раз обитель перестроили в конце девятнадцатого века по проекту Константина Францевича Буссе и Георгия Александровича Кайзера.
Помимо стоявшего в центре его территории собора «Никола Большая Глава» постройки 1734 года, который в 1795 году предположительно реконструировал Матвей Федорович Казаков, архитектурный ансамбль теперь составляли трехэтажный корпус подворья с доходным домом, часовней во имя Святителя Николая в русско-византийском стиле и башенкой колокольни, украшенный витыми колонками и кокошниками, – тот самый, что смотрит фасадом на Никольскую улицу (7 фото),
Келейный корпус конца семнадцатого – начала восемнадцатого века, перестроенный Константином Францевичем Буссе в 1895 году,
Складской корпус (3 фото)
и Торговый корпус постройки 1893 года (3 фото).
Были здесь еще храм во имя равноапостольных Константина и Елены, построенный в 1644 году и перестроенный в 1767-м на средства Кантемиров, обветшавший и в 1864 году закрытый для богослужений, а в начале двадцатого века разобранный совсем, и храм в честь Иверской иконы Божьей Матери первой половины восемнадцатого века, упраздненный в 1737 году после Троицкого пожара.
Монастырь закрыли в 1923 году, Никольский собор снесли в 1935-м, а вместе с ним часть других построек, в том числе уничтожили Хлудовскую духовную библиотеку, что располагалась в монастырских стенах.
Рассказывают, что румынские власти перед сносом собора и уничтожением монастырского кладбища смогли выкупить останки Дмитрия Кантемира. А вот его потомка Антиоха Кантемира не стали, считая его предателем, переметнувшимся на сторону России. А потом уже стало поздно: захоронения уничтожили. Лишь некоторые надгробия перенесли в музей Донского монастыря.
В бывшей обители в разные годы размещались контора Союзпроммонтажа, Московская археологическая экспедиция Академии наук СССР, ателье, мастерская металлоизделий и часовая мастерская, и прочая, прочая…
В 2007 году начали появляться проекты по возрождению монастыря, но их не реализовали.
Территория монастыря превратилась в небольшой сквер между Театральной площадью и Никольской улицей, а в подвальном помещении одного из корпусов открылся Музей оружия.
(12 фото)
Большинство экспонатов в нем можно трогать, можно примерить части доспехов и форму времен Великой Отечественной, разобрать и собрать автомат Калашникова, пострелять в тире и ощутить тяжесть оружия былых времен и современного.
И просто побыть внутри прямоугольной площадки, в окружении бывших монастырских построек, отдохнуть от шума центра города и постараться представить, какой была здесь жизнь сотни лет назад.