Никольский Греческий монастырь в Китай-городе, возникший задолго до Китайгородских стен

Первоначально я планировал рассказать о Печатном дворе на Никольской улице и отправиться в сторону Нового Арбата и Воздвиженки, в Кисловские переулки. Но неожиданно задержался здесь. На самом деле мне очень давно хотелось написать о многих местных красотах, и вот сейчас, похоже, настало для этого время.

Сама Никольская – одна из древнейших улиц Москвы, часть посада – места к востоку от Кремля, где «садились», то есть селились торговцы и ремесленники.

Никольский Греческий монастырь в Китай-городе, возникший задолго до Китайгородских стен

В шестнадцатом веке посад окружат крепостные стены Китай-города, от которых сегодня осталась лишь пара фрагментов и одна уцелевшая башня. Но задолго до того, как появился Китай-город, в посаде образовалась монашеская обитель в честь Святителя Николая, уже в четырнадцатом веке известная как…

…«Никола Старый у Большого Крестца»

Еще этот монастырь называли Никольским, что у Ветошного ряда, и Никольским «у крестного целования». Первое и последнее названия говорят о том, что здесь в древности стояла особая часовня, где приводили к присяге – целованию креста.

Да и сама улица по его имени стала называться Никольской. До этого была она Сретенской, являясь одним целым со Сретенкой и Лубянкой.

(3 фото)

Кто и когда основал этот монастырь, сейчас неизвестно. Более того, исследователи говорят, что первоначально он располагался на другой стороне улицы, рядом с Богоявленским монастырем, на месте нынешнего Казанского подворья.

Впервые о нем упомянули документально в 1390 году, когда в Москву на встречу с великим князем Василием Первым, сыном Дмитрия Донского, приехал Константинопольский патриарх Киприан с делегацией афонских монахов. В этом монастыре его встречали, в нем он облачился в архиерейские одежды и отправился в Успенский собор Кремля.

-3

Позднее Иван Грозный особым указом сделал Никольскую обитель местом временного проживания греческих и византийских иноков и путешественников, прибывающих в столицу русского государства.

А после того как в 1648 году в Москву был передан список с Иверской иконы Божьей Матери…

…Государь Алексей Михайлович закрепил Никольский монастырь за Афоном

Фактически он сделался подворьем Афонской Иверской обители под управлением архимандрита Дионисия, и его насельниками отныне позволялось становиться лишь греческим монахам. А в 1653 году Алексей Михайлович и вовсе разрешил проводить здесь богослужение на греческом языке.

Икону вначале поместили в монастыре, но вскоре выстроили отдельную часовню у ворот Китай-города. Позднее с нее сделали точную копию, а сам образ отправили в Валдайский монастырь.

-4

Греки возвели в обители храм Николая Чудотворца, в народе прозванный «Никола Большая Глава», уничтоженный в советское время.

Бывший собор Николаевского греческого монастыря за месяц до разрушения. Раскопки захоронений. Изображение из открытых источников
Бывший собор Николаевского греческого монастыря за месяц до разрушения. Раскопки захоронений. Изображение из открытых источников

А еще обитель, расположенная между Печатным двором и Заиконоспасским монастырем,

стала местом заточения провинившегося священства. К примеру, в ней какое-то время содержался под стражей митрополит Филипп (Колычев). А некоторые историки предполагали, что здесь, а не в Богородице-Рождественском монастыре, как считается официально, была насильственно пострижена впавшая в немилость бездетная жена Василия Третьего Соломония Сабурова перед своей отправкой в Суздальский Покровский монастырь.

Но это не точно.

Обитель часто горела, но…

…Каждый раз возрождалась

В 1711 году Петр Первый пожаловал молдавскому господарю Дмитрию Кантемиру участок земли возле Никольского монастыря, и спустя несколько лет Кантемиры за свой счет выстроили новый каменный храм Николая Чудотворца, а сам монастырь впоследствии сделался их фамильной усыпальницей.

Французы в Грозу двенадцатого года Николо-Греческий монастырь разграбили и порушили, но его в очередной раз восстановили.

-6

В последний раз обитель перестроили в конце девятнадцатого века по проекту Константина Францевича Буссе и Георгия Александровича Кайзера.

Помимо стоявшего в центре его территории собора «Никола Большая Глава» постройки 1734 года, который в 1795 году предположительно реконструировал Матвей Федорович Казаков, архитектурный ансамбль теперь составляли трехэтажный корпус подворья с доходным домом, часовней во имя Святителя Николая в русско-византийском стиле и башенкой колокольни, украшенный витыми колонками и кокошниками, – тот самый, что смотрит фасадом на Никольскую улицу (7 фото),

Келейный корпус конца семнадцатого – начала восемнадцатого века, перестроенный Константином Францевичем Буссе в 1895 году,

-8

Складской корпус (3 фото)

и Торговый корпус постройки 1893 года (3 фото).

Были здесь еще храм во имя равноапостольных Константина и Елены, построенный в 1644 году и перестроенный в 1767-м на средства Кантемиров, обветшавший и в 1864 году закрытый для богослужений, а в начале двадцатого века разобранный совсем, и храм в честь Иверской иконы Божьей Матери первой половины восемнадцатого века, упраздненный в 1737 году после Троицкого пожара.

Монастырь закрыли в 1923 году, Никольский собор снесли в 1935-м, а вместе с ним часть других построек, в том числе уничтожили Хлудовскую духовную библиотеку, что располагалась в монастырских стенах.

Никольский Греческий монастырь. Фото из Найденовских альбомов
Никольский Греческий монастырь. Фото из Найденовских альбомов

Рассказывают, что румынские власти перед сносом собора и уничтожением монастырского кладбища смогли выкупить останки Дмитрия Кантемира. А вот его потомка Антиоха Кантемира не стали, считая его предателем, переметнувшимся на сторону России. А потом уже стало поздно: захоронения уничтожили. Лишь некоторые надгробия перенесли в музей Донского монастыря.

В бывшей обители в разные годы размещались контора Союзпроммонтажа, Московская археологическая экспедиция Академии наук СССР, ателье, мастерская металлоизделий и часовая мастерская, и прочая, прочая…

В 2007 году начали появляться проекты по возрождению монастыря, но их не реализовали.

Территория монастыря превратилась в небольшой сквер между Театральной площадью и Никольской улицей, а в подвальном помещении одного из корпусов открылся Музей оружия.

(12 фото)

Большинство экспонатов в нем можно трогать, можно примерить части доспехов и форму времен Великой Отечественной, разобрать и собрать автомат Калашникова, пострелять в тире и ощутить тяжесть оружия былых времен и современного.

И просто побыть внутри прямоугольной площадки, в окружении бывших монастырских построек, отдохнуть от шума центра города и постараться представить, какой была здесь жизнь сотни лет назад.

-13
Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях