«Город падающих самолётов»: почему Иркутская область часто становится местом авиакатастроф

«Город падающих самолётов»: почему Иркутская область часто становится местом авиакатастроф

На планете достаточно мест, с которыми связывают загадочные события или регулярно случающиеся там катастрофы и инциденты. Пожалуй, самым известным таким регионом в мире является Бермудский треугольник. Однако есть и на российских просторах место, которое имеет подобную печальную славу. Речь идёт о пригородах Иркутска, который из-за часто случающихся там авиакатастроф уже прозвали городом падающих самолётов. И причины этой трагической тенденции выдвигаются самые разные — от вполне логичных реалистичных до необъяснимых и имеющих мистический ореол.

Над Иркутском самолёты падают пугающе часто. /Фото: focus.ua
Над Иркутском самолёты падают пугающе часто. /Фото: focus.ua

Трагическая цепочка катастроф, связанных с Иркутской областью, берёт своё начало ещё в годы Советского Союза. Первое известное крушение случилось больше 90 лет назад — в 1930 году. Через десять лет произошло сразу четыре катастрофы, а уже первые послевоенные годы ознаменовались ещё тремя трагическими эпизодами с падением самолётов, среди пассажиров которых были как рядовые гражданские, так и представители политической элиты тогда ещё существующей Восточно-туркестанской республики.

Самый первый самолёт, разбившийся в Иркутске. /Фото: t24.su
Самый первый самолёт, разбившийся в Иркутске. /Фото: t24.su

Но, как показала история, печальная тенденция падения самолётов в Иркутской области только начиналась. Так, новое крушение произошло 31 декабря 1954 года: тогда самолёт Ил–14 компании «Аэрофлот», выполнявший рейс Пекин-Кипр, разбился сразу после взлёта. Жертвами стали 17 человек. В шестидесятых годах случилось уже две авиакатастрофы, которые закончились гибелью пассажиров. А 25 июля 1971 года жертвами нового крушения стали 97 человек: тогда самолёт Ту–104Б компании «Аэрофлот» совершил жёсткую посадку в 150 метрах от взлётно-посадочной полосы и загорелся.

Самолёт Ту-154, разбившийся в 1971 году в Иркутске. /Фото: wikipedia.org
Самолёт Ту-154, разбившийся в 1971 году в Иркутске. /Фото: wikipedia.org

Ещё три года спустя, 4 декабря 1974 года произошло столкновение двух бортов — Ан–2Р компании «Аэрофлот» и Ан-12Б, и если в экипаже Ан-12 никто не пострадал, то все, кто летели на Ан-2, 13 человек, погибли. 9 февраля 1976 года самолёт Ту–104А компании «Аэрофлот» упал сразу после взлёта, погубив 24 человека. Следующая катастрофа случилась с перерывом в более чем десять лет: 25 августа 1988 года борт Л–410М компании «Аэрофлот» в результате неправильных действий экипажа совершил жёсткую посадку в 150 метрах от ВПП и загорелся. К счастью, в тот день жертв удалось избежать.

Всё, что осталось от Ту-104 после крушения в 1976 году. /Фото: life.ru
Всё, что осталось от Ту-104 после крушения в 1976 году. /Фото: life.ru

Стоит отметить, что до распада Советского Союза ореол «города падающих самолётов» за Иркутском ещё толком не закрепился, а многие из тех, кто занимается исследованием этого печального феномена, начинают отсчитывать летопись гибели лайнеров уже с постсоветских времён. Так, среди катастроф, которые произошли в Иркутской области, в первую очередь обычно вспоминает крушение самолёта Ту-154, случившееся 3 января 1994 года. лайнер, выполнявший рейс Иркутск-Москва, провёл в воздухе всего 12 минут, после чего столкнулся с землёй в 11 километрах от взлётно-посадочной полосы. В тот день погибло 125 человек, из которых 124 — все находившиеся на борту, и 1 — на земле, ещё один человек получил ранения.

Место крушения Ту-154 под Иркутском в 1994 году. /Фото: dosaafrt.ru
Место крушения Ту-154 под Иркутском в 1994 году. /Фото: dosaafrt.ru

Не менее масштабным и трагичным стал короткий полёт транспортного гиганта Ан-124 «Руслан», который должен был лететь во Владивосток. Случилась катастрофа 6 декабря 1997 года, когда через несколько секунд после взлёта, у «Руслана» поочерёдно отказали три из четырёх двигателей. Огромный транспортный лайнер с двумя истребителями на борту в качестве груза рухнул на жилые дома в черте Иркутска — тогда погибли 76 человек — 9 членов экипажа, 14 пассажиров и 49 человек на земле, среди которых — 14 детей. Кадры страшного последствий страшного происшествия тогда облетели весь мир.

Хвост упавшего Ан-124, частично разрушивший жилой дом. /Фото: sibreal.org
Хвост упавшего Ан-124, частично разрушивший жилой дом. /Фото: sibreal.org

Следующая крупная авиакатастрофа случилась на территории Иркутской области в июле 2001 года, и, как и за семь лет до этого, катастрофу потерпел самолёт Ту-154. Борт совершал рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск-Владивосток, но при заходе на посадку в аэропорту Иркутска машина свалилась в плоский штопор и разбилась рядом с деревней Бурдаковка Иркутского района. Выживших в катастрофе не было: погибли все 145 человек, находившихся на борту. Причиной крушения оказались неправильные действия экипажа, которые привели сначала к потере скорости, затем к сваливанию самолёта.

Крупная катастрофа под Иркутском, случившаяся 21 год назад. /Фото: wikipedia.org
Крупная катастрофа под Иркутском, случившаяся 21 год назад. /Фото: wikipedia.org

Пять лет в Иркутске серьёзных авиационных происшествий не было, пока в июле 2006 года лайнер Airbus А310-324, совершавший рейс Москва-Иркутск во время посадки в конечном пункте выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и врезался в гаражный комплекс за пределами аэропорта, что привело к возгоранию. Из находившихся на борту в тот момент 203 пассажиров и членов экипажа погибло 125 человек. Ещё 3 года спустя в Иркутской области, в районе урочища Малышкино, потерпел крушение вертолёт Bell 407, на борту которого находились высокопоставленные иркутские чиновники, а частности, губернатор Игорь Есиповский, первый заместитель председателя Правительства области Михаил Штонда.

Поисково-спасательные работы на месте катастрофы Airbus А310-324. /Фото: pikabu.ru
Поисково-спасательные работы на месте катастрофы Airbus А310-324. /Фото: pikabu.ru

Следующее крушение лайнера произошло в декабре 2013 года — тогда под Иркутском разбился Ан-12, а жертвами стали 9 человек. А вот прошлый, 2021 год, отметился сразу двумя авиакатастрофами, произошедшими с разницей менее чем в два месяца: так, 12 сентября 2021 года авиалайнер Let L-410UVP-E20 авиакомпании «Аэросервис», во время выполнения внутреннего рейса ДУ-51 по маршруту Иркутск—Казачинское, совершил жёсткую посадку в нескольких километрах от аэропорта Иркутска — из находившихся на борту 16 человек выжило 12. А уже 3 ноября того же года в Иркутской области потерпел крушение грузовой самолёт Ан-12, погибло 7 человек. Однако уже и в этом году не обошлось без авиационного инцидента, и всё там же: 21 июня у самолёта Ан-24, следовавшему по маршруту Бодайбо-Иркутск, загорелись шасси. К счастью, пожар был вовремя потушен, жертв и пострадавших удалось избежать.

Иркутская область, по сути, усеяна обломками погибших самолётов. /Фото: verbludvogne.ru
Иркутская область, по сути, усеяна обломками погибших самолётов. /Фото: verbludvogne.ru

Эта трагическая тенденция привела к тому, что уже на протяжении многих лет Иркутск именуют не иначе как «Город падающих самолётов»: по информации редакции Novate.ru, только за последние двадцать лет произошло по меньшей мере 13 авиакатастроф, повлёкших человеческие жертвы. Известна этот печальный эпизод в истории отечественной авиации и за рубежом — возможно, оттуда пришла практика называть Иркутскую область ещё и «Российским Бермудским треугольником». Само собой, что и причин, почему именно в этом месте так часто падают воздушные суда, накопилось множество, причём с самым разным посылом.

Проблема частых авиакатастроф в Иркутской области на слуху давно. /Фото: pribaikal.ru
Проблема частых авиакатастроф в Иркутской области на слуху давно. /Фото: pribaikal.ru

Официально ряд специалистов выступают за полное отрицание существования так называемого «Российского Бермудского треугольника»: по их мнению, Иркутск представляет собой главный перевалочный пункт на транссибирском маршруте, который отличается своей сложностью. Именно это объясняет такое количество авиакатастроф. Кроме того, они также указывают, что основные причины большинства трагедий аналогичны с причинами крушений самолётов в любой другой точке страны и даже мира — в случае различных происшествий речь шла об ошибках диспетчеров, неправильных действиях экипажа либо технических неисправностях машины.

В Иркутске самолёты падают по тем же причинам, что и везде. /Фото: irkutskmedia.ru
В Иркутске самолёты падают по тем же причинам, что и везде. /Фото: irkutskmedia.ru

Впрочем, это совершенно не лишает возможности появления других, более косвенных причин аномальной частоты авиакатастроф в Иркутской области. Так, существует версия, которая объясняет крушения самолётов наличием разломной деятельности Байкальского рифта, которые характеризуются выбросами метана в атмосферу — поклонники теории считают, что метан неким образом может влиять на пролетающие самолёты. Само собой, что не обошлось и без мистического ореола в попытках объяснить печальный феномен «города падающих самолётов»: мол, Иркутск отличается особенно отрицательной энергетикой, ведь в прошлом он был местом ссылки и расстрела многих осуждённых.

Байкальский рифт считают одной из причин существования «Российского Бермудского треугольника». /Фото: wikipedia.org
Байкальский рифт считают одной из причин существования «Российского Бермудского треугольника». /Фото: wikipedia.org

В любом случае, какие бы версии существования «Российского Бермудского треугольника» не были на слуху, а местные жители решили напомнить местным властям, что необходимо с этой трагической тенденцией что-то делать. Так, когда под Иркутском разбился Ан-12 3 ноября 2021 года, люди вышли на пикеты, основной целью которых было выразить требование перенести аэропорт — он расположен в черте города, поэтому самолёты взлетают и садятся буквально над головами иркутян.

Возможно, в Иркутске в скором времени появится новый аэропорт. /Фото: verbludvogne.ru
Возможно, в Иркутске в скором времени появится новый аэропорт. /Фото: verbludvogne.ru

Справедливости ради, стоит отметить, что идея перенести авиахаб витает в разговорах чиновников уже десяток лет, но конкретных шагов до недавнего времени предпринято не было. На сегодняшний же день ситуация, похоже, сдвинулась с мёртвой точки: губернатора области заявил, что до 2025 года будет разработан проект нового аэропорта, что, возможно, наконец избавит Иркутск от звания «Город падающих самолётов».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях