История «Астории»: что внутри главного отеля Петербурга + интересные факты

Сложно найти более насыщенную историю, чем у старейшего отеля Санкт-Петербурга, по интерьерам которого можно изучать историю России XX века. Вот уже на протяжении более 100 лет легендарный отель каждый день открывает двери своим гостям и продолжает принимать участие в самых исторически важных событиях.

История "Астории": что внутри главного отеля Петербурга + интересные факты

Историческое здание в кольце главных площадей Санкт-Петербурга (Исаакиевской, Дворцовой, Сенатской) было построено в 1912 году признанным лидером направления «северный модерн» — архитектором Федором Лидвалем. Гостиница получила свое название в честь популярного нью-йоркского отеля братьев Асторов.

-2

Мало кто знает о том, что своему появлению легендарная «Астория» обязана самодельной бомбе. В 1905 году Максимилиан Ильич Швейцер собирал бомбу для покушения на великого князя Владимира Александровича, однако революционер сам погиб во время мощнейшего взрыва, практически уничтожившего гостиницу.

-3

Оставалось только полностью перестроить здание, чем в 1911 году занялась немецкая компания Weiss & Freitag, захотевшая создать отель мирового класса. На месте меблированных комнат «Бристоль», известных после взрыва, появилось шестиэтажное здание. Изысканные номера, зимний сад, библиотека, современное (по тем временам) оснащение (от лифтов до системы вентиляции) гармонично сочетались с высоким архитектурным стилем.

-4

Особой утонченности требовало соседство с Исаакиевским собором и зданием германского посольства. Чтобы вписать довольно масштабное по тем временам здание в ансамбль Исаакиевской площади, архитектор визуально его «занизил».

Так, первые два этажа облицованы гранитом, что придает зданию монументальность, а верхние опоясаны массивным карнизом. Архитектор применил уникальный приём — он плавно срезал угол гостиницы, чтобы она не заслоняла вид на Исаакиевский собор. Удивительно смотрятся остекленные арочные окна 1-го этажа и маски над окнами, а лаконичное декоративное убранство, высеченные в граните овальные медальоны с гирляндами придают монументальному сооружению благородную элегантность.

-5

Восхищение вызывал не только экстерьер (облицовка серовато-розовым гранитом лучшего качества, роскошные пилястры, овальные медальоны с гирляндами, маски над окнами и украшение лепными работами и рельефными вазами), но и внутренние помещения гостиницы — вестибюль, мраморная парадная лестница, банкетный зал с восхитительными люстрами и ресторан, отделанные в стиле модерн с декоративными элементами классицизма.

-6

Во внутреннем среднем дворе находился Зимний сад с дневным светом от высокой стеклянной крыши.

-7

Проект получил одобрение Академии художеств, однако некоторые искусствоведы критиковали здание: «Хотелось бы большей гармонии силуэта дома с окружающим его архитектурным пейзажем; мансардные перекрытия портят вид площади».

-8

Открытие «Астории» совпало с 300-летием дома Романовых. С первого дня отель стал знаменит — великие российские князья устраивали в зимнем саду отеля вечеринки, в бальном зале до рассвета танцевали балерины, а гостями «Астории» были такие легендарные личности, как Григорий Распутин, Айседора Дункан и Герберт Уэллс.

Отель также полюбился городским гурманам и артистическому обществу.

-9

Во время Первой мировой войны «Асторию», невзирая на огромную прибыль, переоборудовали в военную гостиницу для прибывавших с фронта офицеров. Во время Февральской и Октябрьской революций «Астория» также оказалась в центре событий, так как генерал Корнилов в ней разместил свой штаб. Новая власть открыла в престижных апартаментах «Первый дом Петросовета».

-10

Отец писателя Владимира Набокова, Владимир Дмитриевич Набоков, стал свидетелем февральских событиях 1917 года, находясь в «Астории»:

«Под окнами нашего дома прошла большая толпа солдат и матросов, направляясь к Невскому. Шли беспорядочно и нестройно, офицеров не было», — написал известный криминалист и лидер партии кадетов в своих воспоминаниях.

-11

Здесь же, будучи в Петербурге, останавливались Ленин и участники конгресса Коммунистического интернационала. Однако времена НЭПа расставили экономические приоритеты, и отель снова стал принимать постояльцев.

-12

Во время Великой Отечественной войны «Астория» вновь становится госпиталем. Свои виды на исторический отель были и у фашистов — гостиницу не бомбили, так как Гитлер собирался устроить в «Астории» банкет в честь своей победы.

-13

Послевоенная «Астория» сперва была элитным домом для деятелей искусств, а впоследствии — снова гостиницей. Все 350 номеров оборудовали по последнему слову техники — звукоизоляция из пробки, электрическая световая сигнализация для вызова прислуги, автоматическая система пылеуборки, центральное водяное отопление, приточно-вытяжная вентиляция, городской телефон.

-14

Некоторые номера имели еще и салон, переднюю и людскую. На первом этаже к услугам проживающих находились, в соответствии с тогдашней терминологией, швейцарская, справочная, приемная, паспортная, а также бюро переводов и переписки на всех языках, дамская и мужская парикмахерские, портновская, библиотека, кабинет для чтения и 8 отдельных кабинетов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях