Продолжим идти по улице Металлистов. В этом здании под номером 10 расположен филиал московского Исторического музея, внутри мы были позавчера. Тем не менее, тогда я не сфотографировал здание снаружи, и уместнее будет рассказать о нём сейчас, в контексте истории улицы.
Здесь был особняк купцов Белолипецких. Здание относительно позднее, если судить по найденной в ней в 1970-е годы закладной доске, где годом начала строительства указан 1891-й. Как раз в этом году братья Иван и Александр Белолипецкие учредили товарищество торгового дома «Братья Белолипецкие в Туле», которое занималось мукомольным производством и торговлей бакалейными и хозяйственными товарами. В здании прописалась контора их товарищества и магазин, хотя и жилые помещения тоже были.
Дальше пошло-поехало. После смерти братьев Белолипецких основной организацией в здании стало местное купеческое собрание, потому что сыну Александра Белолипецкого, Александру-младшему, было неинтересно заниматься бизнесом, зато он пошёл в городскую думу и был попечителем городских училищ и приютов. С началом Первой мировой войны часть дома отдали под лазарет. После революции здесь обитали разные государственные учреждения, после Великой Отечественной – ПТУ, с перестройки – швейные и обувные мастерские. Поскольку дальше деградировать было некуда, в 1990-е годы обсуждалась идея разместить здесь Музей обороны Тулы, но не сложилось. В итоге после реконструкции улицы Металлистов реставрацию прошёл и бывший особняк Белолипецких, куда поселился филиал Исторического музея.
Читайте предыдущий эпизод дневника (Тула. Июнь 2023 года. День 3. Эпизод 2/3):
Справа от дома Белолипецких – другой филиал «Куликова поля». Здесь у них так называемый музей-лаборатория с постоянной экспозицией «10 000 лет до Тульского кремля» и интерактивным гастрономическим пространством «Историческая кухня». Чтобы не вызвать у вас чувство голода, заходить внутрь не будем! Шутка: на самом деле не зайдём, потому что выходной.
Сам же дом, под номером 8, принадлежал купцу Якову Лихошерстову. Красный кирпич, форма балконов и окон, а также венчающий карниз здания выдают популярный в конце XIX века русский стиль. Хотя это чуть более поздняя постройка, конца 1900-х годов. Вы наверняка знакомы с архитектурой Красной площади в Москве и помните, что в русском стиле был построен Исторический музей. Было бы забавно, если бы его филиал по соседству оказался именно здесь, а не слева.
Ненадолго свернём в сторону от улицы Металлистов. И внемлем совету неизвестного нам автора.
На фото – храм Покрова Пресвятой Богородицы или просто Покровская церковь. До неё ещё в Позднем Средневековье на этом месте стояла деревянная церковь святой Параскевы Пятницы, потом в XVI веке вместо неё построили Покровский храм, где был придел Параскевы Пятницы, и в последней трети XVIII века возвели эту церковь, тоже Покровскую. По традиции и тут был придел Параскевы Пятницы, и теперь вы понимаете, почему улица Металлистов в старину называлась Пятницкой.
В советское время, с 1933 года, храм был закрыт, а колокольню разобрали. Несмотря на то, что в 1980–1990-е годы здание поставили под государственную охрану как памятник архитектуры, оно было заброшенным и разрушалось на глазах. Только в 2017 году началась реставрация храма, так что это – ещё один пример позитивных преобразований в облике Тулы за последние пять лет.
Вернёмся на улицу Металлистов.
Симпатичный мужичок-тулячок появился в 2019 году, он воплощает образ тульского мастера-умельца, который такой маленький сидит на огромном молотке, но смог его «оседлать». Его автором часто называют местного предпринимателя, издателя и активного патриота Тульского края Игоря Золотова, но ему принадлежит идея, «продюсирование» памятника и смешное стихотворение про тулячка, которое красуется на молотке. Скульптором же выступил Левон Мосоянц, а кузнецом – Борис Глазков.
Официальное название памятника – «Тульский мастеровой». Есть и неофициальное прозвище – «казюк». Это устаревшее слово, которым в тульских краях называли оружейников, работавших на казённых (государственных) заводах.
Ещё парочка зданий улицы Металлистов. Здание слева под номером 23 связано с упомянутой ранее фамилией Белолипецких. Но не с двумя братьями, которые владели домом под номером 10, а с их двоюродным братом Михаилом Григорьевичем, который вёл собственный бизнес – пряничный. В 1870-е годы Михаил Белолипецкий купил у купца Дмитрия Шеметова участок земли с одноэтажным домом, которое в городе было известно наличием здесь трактира. Так и хочется сказать из-за прежнего названия улицы, что это был «трактир на Пятницкой».
К зданию был достроен второй этаж, где поселились новые хозяева, а на первом они разместили прянично-бакалейный магазин. Сегодня здесь продают не тульские пряники, а чешское пиво, что тоже неплохо.
На дом справа, под номером 25, мы смотрим сбоку. Его длинная парадная сторона выходит на Советскую улицу, ранее называемую Посольской, хотя отдельный вход есть и со стороны Металлистов. Самым известным жителем дома был, чему мы уже не удивляемся, тоже купец, торговец пушниной Евфимий Кучин, отсюда закрепившееся в истории название «дом Кучина». Архитектурный облик здания складывался постепенно: в формальных документах, связанных со статусом объекта культурного наследия, дом датируют последней четвертью XIX века, именно в этот период ему придали элементы стиля эклектики.
Поскольку дом Кучина большой, то в нём разместилось несколько организаций, но в угловой части здания, которую мы видим в кадре, музей. Не зря улицу Металлистов в Туле называют Музейным кварталом. Это тоже филиал крупного музея, а именно Ясной Поляны. Они называют свой филиал культурно-выставочным комплексом «Л. Н. Т.». Расшифровывать, думаю, не нужно. Основная музейная экспозиция центра посвящена отношению Льва Толстого к Туле.
В рамках «Л. Н. Т.» работает магазин «Пьер» (отсылку поняли, приняли), литературное кафе «Стива» (отсылку поняли, приняли) и гостиница «Шерер», где отсылка есть не только в названии самого отеля, но и в названиях каждого из девяти номеров, поименованных в честь героев романов «Война и мир» и «Анна Каренина». И дизайн номеров, как говорят, тоже с отсылками, но внутри я не был, так что не знаю наверняка. Главное, после ночёвки в номере «Анна Каренина» не бежать не вокзал, а то вдруг слишком увлечётесь отсылками.
Улица Металлистов заканчивается сквером перед Советской улицей, где стоит бюст Сергея Мосина, создателя знаменитой «трёхлинейки» или винтовки Мосина. Позавчера в Музее оружия я не показывал эту винтовку, но её образцы там, разумеется, присутствуют, поскольку она была разработана во время службы Мосина на Тульском оружейном заводе.
Памятник установлен в Туле в 1958 году, его автором была Вера Мухина. Которая умерла в 1953 году… Нет, никакой ошибки здесь нет. Идею увековечить память Мосина высказали до смерти знаменитого скульптора, но какие-то неизвестные нам бюрократические причины не позволили поставить её работу в Туле в течение нескольких лет. Схожая судьба, например, ждала московский памятник Максиму Горькому на Поварской улице перед зданием Института мировой литературы: его тоже создала Мухина, а установили его в 1956-м. Кстати, за архитектурную составляющую двух памятников – и тульского Мосина, и столичного Горького – отвечал Александр Заварзин, создатель многих композиций к советским скульптурам.
Не нужно говорить, что вокруг стелы стоят те самые «трёхлинейки». Их всего четыре, по всем углам, и раньше они были сделаны из бронзы. В 2008 году, вероятно, ради переплавки, их украли неизвестные лица, которых так и не нашли. Новые винтовки уже не бронзовые. А в 2010-м какие-то уроды бюст смогли свалить на землю. Ну что за народ, а?..
Сквер примыкает к проезду через малое русло Упы. Всего несколько лет назад конкретно эта точка была территорией оружейного завода, а теперь это часть пешеходной зоны. Вот даже мостик разукрасили.
Тем читателям, кто следил за моей поездкой по Уралу, персонаж справа прекрасно знаком. Это Никита Демидов, знаменитый промышленник, чьё имя неразрывно связано с историей Нижнего Тагила, Невьянска и других городов Свердловской области. Уральская промышленная империя была масштабнее и значительнее для Демидова, но он не покинул насовсем родную Тулу, где когда-то начинал свою деятельность с простого ствольного заварщика Оружейной слободы (то есть рабочего, который занимается сваркой ружейных стволов).
С другой стороны проезда через малое русло Упы – подкова, которую назвали «Подковой счастья». Это подарок 2016 года от Тульского машиностроительного завода (Туламашзавода), эмблему которого можно увидеть в середине узорчатых кругляшков на подкове. Завод находится тут же, его территория идёт дальше вдоль берега Упы.
Рядом стоит памятник Левше. Левша Николая Лескова, если помните, был тульским оружейником. Памятник создали в 1989 году, долгое время он стоял на территории Туламашзавода, но в 2009-м его вынесли на всеобщее обозрение рядом с заводской проходной. Должно быть, примерно тогда ему дали новое народное название – «Памятник зарплате». Переиначим известный мем:
– Вот, возьми, твоя зарплата.
– Но это же блоха!
Это территория Туламашзавода, вид с Зареченского моста. Машиностроительный завод – не столь древний, как оружейный, но тоже старый. Его создали в 1879 году как чугунно-литейный завод, связанный производственными цепочками с оружейным заводом. Несмотря на то, что он уже многие десятилетия является полностью самостоятельным предприятием, он производит как гражданскую, так и военную продукцию, поэтому слоган «Тула – оружейная столица!» на его заборе вполне уместен.
Дальше на заборе идут изображения образцов его продукции: зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан» (он же «Кортик»), другой ЗРАК «Палаш», корабельная автоматическая артиллерийская установка АК-630М и так далее. Плывёшь такой в лодочке по Упе, смотришь на эту своеобразную витрину и думаешь: не прикупить ли мне для домашнего хозяйства какой-нибудь «Палаш» ворон отгонять от грядок?
Если посмотрим на другой берег с этого же места, то увидим Музей оружия в виде шлема. Внутри мы уже были.
Чуть дальше музея – памятник Никите Демидову. О народном прозвище скульптуры можете догадаться сами – это «Кентавр». Памятник установили в 1996 году, приурочив открытие к 340-летию со дня рождения Демидова и 300-летию создания демидовского металлургического завода в Туле. Заметьте, что это должен быть примерно 1696 год, то есть до начала Великого посольства Петра I, Северной войны и других ключевых событий петровского царствования. Уже тогда Демидов познакомился с молодым царём и завоевал его расположение, иначе бы разрешение на строительство завода он не получил.
К моменту основания завода таким мужиком, как на памятнике, Демидов не был, ибо перестал работать руками, а вовсю использовал свою предпринимательскую жилку. Но зато красиво, такой мачистский привлекательный образ.
Позади памятника – Николо-Зарецкая церковь первой половины 1730-х годов, основателем которой был сын Никиты Демидова Акинфий. До этого церковь тоже была, но другая, деревянная. На кладбище при ней Никита Демидов был похоронен, его могила была заметной, с чугунным памятником. Потом, в XIX веке, этот памятник почему-то перенесли в храм, а в советские годы переплавили. Место захоронения затерялось.
Наследникам Демидова повезло больше, но не всем. Для них была создана родовая усыпальница в здании Николо-Зарецкого храма. В этом некрополе похоронены Акинфий Демидов, его вторая жена Ефимия, сын Григорий с женой Анастасией. И ещё где-то полтора десятка человек, личности которых установить невозможно – усыпальница сильно пострадала в результате вскрытий ранних советских лет. Вскрытия делали и потом, но уже под контролем учёных, что дало возможность найти интересные предметы быта и установить точное число захоронений.
Попасть внутрь можно при посещении Историко-мемориального музея Демидовых.
Музей расположен в соседнем с церковью здании. Домик не такой старый, как церковь, это жилая постройка 1920-х годов. Музей здесь появился в 1996 году, в том же году, что поставили памятник «кентавру» Демидову, как музей «Некрополь Демидовых». Там есть небольшая экспозиция, где, как указано на транспаранте у входа, можно увидеть те самые найденные археологами предметы из церковной усыпальницы, образцы тульского оружейного производства, коллекцию миниатюрных действующих замочков с секретом (что?) и медаль «За пьянство». С такой подачей описания я бы зашёл посмотреть, но выходной же. Да и на поезд пора.
На вокзале нас провожает памятник защитникам Тулы в годы Великой Отечественной войны. Памятник относительно новый, 2015 года. Защитники выполнили свою задачу на сто процентов, поскольку город в тяжёлые месяцы конца 1941 года не был взят нацистами.
А ещё здесь был Ленин проездом в сибирскую ссылку в 1897 году и на обратном пути из неё в 1900-м. Я провёл в городе чуть больше времени, чем Владимир Ильич, и обещаю в скором времени вернуться. До новых встреч.