С 2025 года в российских школах начнутся значительные изменения — долговременные и серьёзные. Причём дело не в новых учебниках или цифровых досках.
Из учебной программы уберут привычное обществознание, а вместо него внедрят… критическое мышление, медиаграмотность и даже основы предпринимательства. Почему так произошло? Давайте разбираться.
Что изменится в расписании?
Если ваши дети учатся в 6–7 классах — забудьте о обществознании. В 2025 году этого предмета не будет. Для восьмиклассников он исчезнет в 2026 году. Старшеклассникам оставят его, но с существенными изменениями.
Это не означает, что подростки не будут знать о своих правах и обязанностях. Просто право будет интегрировано в историю, финансовая грамотность — в математику, а социальные вопросы — в проекты и реальные кейсы.
Почему решили всё изменить?
Звучит довольно радикально? Да, но у инициаторов реформ есть обоснованные аргументы.
Во-первых, традиционная программа в основном предполагает заучивание, а не применение знаний. А теперь попробуйте вспомнить, что именно вы писали в 9-м классе на ОГЭ по обществознанию. Уверены?
Во-вторых, согласно данным НИУ ВШЭ, 87% работодателей отмечают, что выпускники не умеют договариваться, принимать решения и проявлять инициативу. Проблема не в недостатке знаний, а в отсутствии необходимых навыков.
И наконец, в эпоху ChatGPT и голосовых помощников значимость “голого факта” снижается. Важно уметь фильтровать информацию, понимать контекст и делать выводы. Не просто знать о налогах, а разбираться в своей зарплатной ведомости.
Курс на практику. Что появится вместо?
Школьников ждут модули и практические форматы, которые раньше встречались, разве что, в бизнес-школах:
- основы предпринимательства
- медиаграмотность
- эффективные коммуникации
- деловые игры и имитации переговоров
- школьные стартап-инкубаторы
- кейс-чемпионаты
Да, это звучит как из курсов MBA, но именно в этом направлении развиваются Финляндия и Сингапур. Кстати, в последнем 60% учебного времени уже отведено под гибкие навыки.
Как изменится экзамен?
ЕГЭ также ожидают изменения. В тестах станет меньше заданий на “угадайку” и больше — на анализ жизненных ситуаций. Кроме того, появится устная часть, как в международных тестах TOEFL или IELTS.
К чему готовиться?
Учителям придётся адаптироваться — от лекционного обучения к фасилитации, от контроля к сопровождению.
Родителям — стать не просто “контролерами дневника”, а активными участниками профориентации.
Школам — переосмыслить пространство: привычные классы могут трансформироваться в коворкинги, переговорные и лаборатории для проектов.
Ученикам же предстоит главный переход: теперь 30% времени — теория, 70% — практика. Не на словах, а на практике.
Есть ли риски?
Безусловно. Особенно для небольших или сельских школ, где отсутствуют необходимые кадры и ресурсы. Об этом прямо говорит Артём Соловейчик, научный руководитель Школы антропологии будущего. Нужна масштабная программа переобучения педагогов — и она пока только в планах.
А что можно делать уже сейчас?
- Ученикам — пробовать онлайн-курсы по критическому мышлению (например, на Coursera или Stepik).
- Родителям — развивать у детей эмоциональный интеллект через настольные игры или совместное решение повседневных задач.
- Учителям — изучать принципы фасилитации и смотреть, как работают проектные школы (например, “Точка будущего” или “Академия будущего” в Казани).
Реформа уже началась, и возврата к прежнему не будет. Но станет ли это переменой к лучшему — зависит не только от министерских указов, но и от нас. От того, как мы воспримем эти изменения, адаптируемся и, возможно, подскажем школе: “Вот так работает лучше”.
Ведь главная задача — научить детей не просто следовать правилам, а уметь их ставить под сомнение и создавать свои собственные