Кого хранили русские в каменных гробах

Кого русские хоронили в каменных гробах

Каменные гробы или саркофаги начали использоваться в погребальной практике Руси в XI веке, когда происходила активная христианизация всех аспектов жизни общества. До принятия христианства славяне-язычники захоранивали умерших, просто помещая тело, обернутое в бересту, в ямку.

Обряд погребения, унаследованный славянами от византийцев, подразумевал помещение тела в некую оболочку, которая служила последним пристанищем, что и привело к необходимости создания гробов.

Из исследований археолога и специалиста по московской некрополистике Татьяны Пановой известно, что средневековые захоронения на Руси в XIV-XVI веках классифицировались на три типа, которые соответствовали статусу и материальному положению покойного.

Представители княжеского рода и высшие церковные иерархи находили свой последний покой в дорогих, богато украшенных каменных саркофагах, которые располагались внутри церквей или в специальных храмовых усыпальницах, склепах.

Богатые и влиятельные горожане хоронили своих родных в основном на кладбищах монастырей или некрополях в солидных деревянных гробах, на которые устанавливали каменную плиту с эпитафией.

Содержание
  1. .
  2. .
  3. .

.

Бедные слои населения использовали самые простые гробы, которые опускали в ямы на кладбищах, находящихся за пределами поселений. Над могилами, скорее всего, устанавливали деревянные памятные знаки, которые, из-за особенностей материала, не сохранились до наших дней.

Специалист по древнерусскому искусству Татьяна Самойлова считает, что традиция погребения в каменных гробах укоренилась на Руси до XV века в результате стремления русских правителей продемонстрировать свою приверженность византийским ценностям и культуре.

Кроме того, такой способ захоронения был отсылкой к Святому Гробу Господню в Иерусалиме, представлявшему собой прямоугольный саркофаг из обработанных плит, одна из которых служила крышкой.

Хотя этот «героический» способ погребения стал известен славянам со времён крестителя Владимира, широкое распространение среди княжичей он получил при правлении его сына.

В своей работе «Священное пространство княжеского гроба», включённой в сборник «Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси», искусствовед акцентировала внимание на древнем монолитном саркофаге Киевской Руси – каменном гробе Ярослава Мудрого.

Желая обрести вечный покой по примеру раннехристианских императоров из Восточной Римской империи (до XI века) и тем самым подчеркнуть свой высокий статус, Ярослав Мудрый приказал похоронить себя в монолитном саркофаге в усыпальнице Софийского собора Киева.

.

Этот центральный храм Руси должен был стать аналогом константинопольской церкви Святых Апостолов, где находился императорский некрополь, выполнявший представительную функцию.

Саркофаг Ярослава Мудрого был создан византийскими мастерами из цельной глыбы проконесского мрамора и, будучи накрытым двускатной крышкой, очень напоминал традиционное жилище. С размерами 2,36 м× 1,22 м× 1,65 м, он был богато украшен резными христианскими символами.

Татьяна Панова в книге «Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI веков» отмечала, что на данный момент археологи нашли около 200 древнерусских саркофагов, которые можно разделить на четыре подгруппы.

В классификации автора выделены саркофаги-ящики, саркофаги антропоморфной формы, саркофаги с закругленной головной частью и саркофаги ладьевидной формы.

Однако для всех них характерна такая необычная деталь, как отверстие в днище и крышка, которая могла иметь плоскую, двускатную или сводчатую форму.

К первому типу Т. Панова относила каменные гробы, напоминающие по форме ящики, которые в свою очередь делились на два вида: прямоугольные, не имевшие орнаментированного внутреннего пространства, и трапециевидные, расширяющиеся в области головы.

Прямоугольные саркофаги делились на те, что созданы из монолита, те, что собраны из больших плит при помощи скоб или систем пазов, а также те, которые лишь имитировали свою составную природу.

Самый ранний саркофаг-ящик датируется XI веком и принадлежит к категории монолитных каменных гробов. К ним же относятся саркофаги, найденные в Успенском соборе Галича, известняковые гробы смоленской церкви Бориса и Глеба, белокаменные «ящики» Старой Рязани.

.

К скреплённым саркофагам относятся экземпляры, обнаруженные в Вышгороде и Переяславе-Хмельницком, однако наибольшее количество подобных конструкций в домонгольский период было сосредоточено в Киеве и Новгороде.

Трапециевидные каменные гробы также были монолитными (саркофаг владимирского князя Всеволода III) и составными (саркофаги Десятинной церкви), а также имели подвид с особ

Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий