Крушение Ил-18 в 1964 году: загадка самой «высокопоставленной» авиакатастрофы в истории СССР
Авария пассажирского самолета, произошедшая 19 октября 1964 года, вполне заслуженно может считаться одной из самых «высокопоставленных» катастроф в истории Советского Союза. В тот день погиб один маршал и пять генералов, что стало основанием для появления версии о террористическом акте.
Высокопрофильная делегация
На 20 октября 1964 года в Белграде были запланированы торжества, приуроченные к 20-летию освобождения нынешней столицы Сербии, а тогда столицы Югославии от немецких оккупантов. 19 октября в Белград вылетела делегация высшего командования. В ее составе находился маршал Сергей Бирюзов, начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР, который участвовал в освобождении Югославии во времена Великой Отечественной войны. Следует отметить, что после трагедии югославский лидер Иосип Броз Тито посмертно присвоил Бирюзову звание Народного героя.
Помимо маршала Бирюзова, в состав делегации вошли: генерал-полковник, начальник Военной академии бронетанковых войск Владимир Жданов; генерал-лейтенант, заместитель начальника Военной академии имени Фрунзе Николай Шкодунович; генерал-лейтенант запаса Иван Кравцов; генерал-майор в отставке Леонид Бочаров; генерал-майор, заведующий Административным отделом ЦК КПСС Николай Миронов; подполковник, адъютант начальника Генерального штаба Григорий Шелудько и другие. Таким образом, на борту пассажирского самолета Ил-18 находились маршал и 5 генералов, не считая других высокопрофильных делегатов и членов экипажа. Всего, по разным данным, на борту находилось до 33 человек.
Столкновение с горой
Вероятно, самолет Ил-18 был выбран для перевозки делегации в Белград не случайно. По словам генерал-полковника Николая Каманина, всего за неделю до трагедии в этом же самолете прибыли на космодром «Байконур» космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, которые 13 октября 1964 года приземлились на корабле «Восход-1». Более того, Сергей Бирюзов являлся куратором программы пилотируемых полетов. Некоторые считают, что его гибель негативно сказалась на советской космической программе, что породило множество слухов о возможной подстроенности авиакатастрофы.
На первый взгляд, ничего не предвещало беды: самолет находился в исправном состоянии, экипаж был опытен, а погодные условия способствовали полету. Полет проходил успешно, проблемы начались лишь во время посадки. Как сообщает А.П. Коваленко в издании «Главкомы РВСН и космических войск», Ил-18 разбился при столкновении с горой Авала, расположенной неподалеку от Белграда. При ударе самолет exploded, не оставив пассажирам и членам экипажа шансов на спасение. Согласно одной из версий, погода при посадке ухудшилась. Пилот проинформировал Сергея Бирюзова о необходимости поиска альтернативного аэродрома для посадки. Однако, по словам историка спецслужб Геннадия Соколова, маршал, не желая опаздывать на торжества, распорядился осуществить посадку.
Причины трагедии
Геннадий Соколов, описывая катастрофу, в первую очередь выделяет шторм, разразившийся в момент посадки. Неудивительно, что среди наиболее распространенных версий о причинах авиакатастрофы оказались неблагоприятные метеорологические условия, которые помешали пилотам правильно сориентироваться и произвести посадку. Тем не менее, Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», утверждает, что главной причиной аварии была ошибка членов экипажа. Действительно, было установлено, что Ил-18 отклонился от курса и находился ниже глиссады (траектория снижения самолета). Именно поэтому самолет столкнулся с невысокой одиночной горой, до вершины которой оставалось 180 метров.
Тем не менее, учитывая, что на борту находились высокопрофильные представители командования, включая маршала Бирюзова, многие полагают, что авария могла быть результатом террористического акта. Якобы реализовать этот замысел было не сложно, используя гору Авала на подходе к аэропорту, установив на ней соответствующее оборудование и оружие. Однако эта теория не имеет серьезных доказательств, кроме факта, что все пассажиры и члены экипажа Ил-18 погибли. Впрочем, даже сегодня в этой истории остается больше вопросов, чем ответов. Например, до сих пор точно неизвестно, сколько человек находилось на борту в тот день. В источниках упоминается как 11, так и 17, 18, 20 человек. Некоторые авторы говорят о 33 жертвах крушения.
Фото: russian7.ru