Обдериха: почему этот банный дух был таким опасным
Баня в России всегда считалась местом с противоречивым статусом – ритуально «нечистым», но одновременно притягательным, вызывающим сексуальные фантазии. Наши предки полагали, что увидеть в бане голую женщину – это к беде. Загадочного существа, обитающего «под полком», русские крестьяне называли обдерихой.
Помимо известных водяных, леших и кикимор, у славян существовало множество других названий нечистой силы, ныне практически забытых. Обдериха (обдираха, также байниха) – злой дух бани, чаще всего изображаемый в женском образе. Она могла принимать облик как старухи, так и девочки. Обычно же о ней говорили как о голой женщине с длинными распущенными волосами и большими зубами. Обдериху якобы можно было заметить за каменкой, за лавкой или под потолком. Иногда это существо принимало обличье кошки или неодушевленного предмета – берестяной трубки, которая у русских служила мочалкой. «Хозяйку бани» боялись из-за её свирепого характера.
.
Банная нечисть наказывала тех, кто приходил мыться не в своё время, например, ночью. Она могла плеснуть на человека кипятком, поцарапать или даже начать душить. Существовало поверье, сохранившееся в селе Сунгурове на Урале, что париться в бане можно было лишь тремя «партиями». Те, кто приходил «в четвёртую очередь», рисковали столкнуться с обдерихой. Избежать встречи с злым духом могла молитва перед баней.
Этнографы относят обдериху к категории «домовых и дворовых демонов». Многие их названия произошли от типов соответствующих хозяйственных построек (подовинник, амбарник, ригач). Однако у слова «обдериха» другая, возможно, более древняя основа – глагол «обдирать». В бане легко можно было получить ожог, после которого сходит кожа. Учёные считают образ обдерихи продолжением древнего культа огня, когда каждый очаг в доме наделялся сакральным значением. Поэтому банный дух – своего рода «персонификация» банной печи.
Также стоит отметить в образе обдерихи отражение реальных бытовых отношений между полами. Правила совместного проживания в русской деревне требовали соблюдения определённого «банного этикета». Не следовало заглядывать в баню, когда там моется женщина, даже если она была родственницей. Тем не менее, мужчины и юноши всегда стремились подсмотреть за голыми женщинами. Мифологические запреты помогали предотвратить нежелательные связи, например, инцестуальные. Говорили, что банный дух может превратиться в знакомую или родственницу, зовущую с собой попариться. Но прислушиваться к этому предложению ни в коем случае нельзя было, иначе – запарит до смерти.
Неотъемлемой частью деревенского фольклора также были курьёзы, связанные с представлениями об обдерихе. Мимо таких ярких мотивов не могли не пройти писатели. Например, забавный случай описан у советского прозаика Бориса Шергина в рассказе «Старые старухи», посвященном быту поморов. По сюжету, молодая девушка весьма бурно реагирует на пожилую гостью, решившую помыться в бане:
«Видит вдруг Гризельда: лезет из предбанника чудо, стуча клюкой, косматое, скрюченное. Умная девка сразу смекнула, что это банна обдериха, заверещала не по-хорошему, да и в чем мать родила – на улицу… Девку водой холодной обрызгивают, она – свое:
– О, тошнехоньк…
Фото: russian7.ru