«Обезглавленный» Генштаб СССР: какая трагедия случилась в Югославии в 1964 году
Авиационная катастрофа, произошедшая 19 октября 1964 года, может быть смело названа одной из самых «влиятельных» аварий за всю историю СССР. В тот день погиб один маршал и пять генералов, что способствовало возникновению версии о возможном террористическом акте.
Высокопрофильная делегация
На 20 октября 1964 года в Белграде были запланированы мероприятия, посвященные 20-летию освобождения нынешней столицы Сербии, а тогда столицы Югославии от немецких оккупантов. 19 октября в Белград выехала делегация высшего командования. Среди ее участников находился маршал Сергей Бирюзов, начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР, который во время Великой Отечественной войны принимал участие в освобождении Югославии. Следует отметить, что после аварии югославский лидер Иосип Броз Тито посмертно наградил Бирюзова званием Народного героя.
В состав делегации, помимо маршала Бирюзова, входили: генерал-полковник Владимир Жданов, начальник Военной академии бронетанковых войск; генерал-лейтенант Николай Шкодунович, заместитель начальника Военной академии имени Фрунзе; генерал-лейтенант запаса Иван Кравцов; генерал-майор в отставке Леонид Бочаров; генерал-майор Николай Миронов, заведующий Административным отделом ЦК КПСС; подполковник Григорий Шелудько, адъютант начальника Генерального штаба, и другие. В пассажирском самолете Ил-18 находились маршал, 5 генералов и другие высокопрофильные делегаты, а общее количество на борту достигало 33 человек по различным данным.
Столкновение с горой
Предполагается, что самолет Ил-18 для перевозки членов делегации в Белград был выбран не случайно. Генерал-полковник Николай Каманин сообщил, что всего за неделю до трагедии на этом же самолете прибыли на космодром «Байконур» космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, приземлившиеся 13 октября 1964 года на корабле «Восход-1». Более того, Сергей Бирюзов был куратором программы пилотируемых полетов. Смерть Бирюзова, по мнению некоторых, негативно сказалась на советской космической программе, что породило множество слухов о том, что авиакатастрофа, унесшая жизнь Бирюзова, могла быть спланирована.
На самом деле, вначале ничего не предвещало беды: самолет находился в исправном состоянии, экипаж был опытным, а погодные условия благоприятными. Полет прошел успешно, но проблемы начались при посадке. Как заявил А.П. Коваленко в издании «Главкомы РВСН и космических войск», Ил-18 разбился, столкнувшись с горой Авала рядом с Белградом. При столкновении самолет взорвался, не оставив пассажирам и членам экипажа ни единого шанса на спасение. По одной из версий, погодные условия при посадке ухудшились. Пилот проинформировал Сергея Бирюзова, что место для посадки нужно искать на другом аэродроме. Однако, согласно словам историка спецслужб Геннадия Соколова, маршал, не желая опаздывать на праздник, отдал приказ о посадке.
Причины трагедии
Геннадий Соколов, описывая крушение, в первую очередь подчеркивает, что во время посадки разразился шторм. Неудивительно, что среди наиболее распространенных версий о причинах авиакатастрофы оказались метеорологические условия, помешавшие пилотам правильно сориентироваться и успешно приземлиться. Однако Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», утверждает, что основной причиной аварии стала ошибка экипажа. Установлено, что Ил-18 отклонился от курса и двигался ниже глиссады, что и привело к столкновению с невысокой одиночной горой, до вершины которой оставалось 180 метров.
Тем не менее, учитывая, что на борту находились представители высшего командования, в том числе маршал Бирюзов, многие полагают, что авария стала результатом настоящего террористического акта. Предполагается, что осуществить этот замысел было несложно, используя гору Авала на подходе к аэропорту, установив на ней соответствующее оборудование и оружие. Однако эта теория не имеет серьезных доказательств, кроме того, что все пассажиры и члены экипажа Ил-18 погибли. Впрочем, даже сегодня остается больше вопросов, чем ответов в этой истории. Например, до сих пор точно неизвестно, сколько человек находилось на борту в тот день. В источниках упоминаются как 11, так и 17, 18 и 20 человек. Некоторые авторы говорят о 33 жертвах катастрофы.
Фото: russian7.ru