Почему русские коллаборационисты воспринимали немецкие агитационные материалы как неразумные

Почему русские коллаборационисты считали немецкие агитационные листовки глупыми

Великая Отечественная война велась на всех фронтах – не только военных, но и экономических, информационных и даже психологических. Пропаганда получила широкое распространение и использовалась не только для мобилизации собственных граждан, но и для запугивания противника. В дело шли звукозаписи, радиопередачи, плакаты и листовки. По некоторым данным, нацисты распространили около пяти миллиардов экземпляров листовок, однако их эффективность, хотя и была выше, чем у других средств, все же считается довольно низкой. Почему?

Пропуск в плен

Нацистские листовки представляли собой односторонние газеты, напечатанные на одном черно-белом листе, где с одной стороны располагался текст, а с другой – изображение или фотография. Для удобства каждая имела порядковый номер. Печатались прокламации в первые годы войны прямо в Германии, а позднее их производство было организовано на фронте. Использовались также захваченные советские типографии. Листовки сбрасывали с самолетов над позициями Красной армии и населенными пунктами ближнего тыла или раздавали местным жителям на временно оккупированных территориях.

Основное внимание разработчики листовок уделяли визуальной стороне, поскольку главный объект пропаганды – это не конкретный человек, а масса, толпа, которая не склонна углубляться в текст и больше интересуется изображениями. Не менее важным элементом листовки был лозунг. Иногда даже встречались прокламации, где призыв печатался дополнительным красным цветом, что подчеркивало его важность. Содержание могло быть абсолютно любым: нацисты, помимо того, что изготовляли большое количество листовок, старались максимально разнообразить их тематику, затрагивая темы голода, гонений на Церковь, массовых репрессий, раскулачивания и коллективизации. Особый акцент делался на обещаниях ликвидировать колхозы и вернуть единоличные хозяйства крестьянам, которые, как прекрасно понимали немцы, составляли основную массу красноармейцев.

С течением войны акцент в листовках также изменялся. В самом начале военных действий, когда советские войска терпели одно тяжелое поражение за другим, Третий рейх с помощью пропагандистской продукции агитировал красноармейцев сдаваться в плен. Распечатки обещали советским солдатам хорошее обращение, медицинскую помощь, питание и работу. Более того, сами прокламации служили пропуском, предъявление которого гарантировало сохранение жизни.

В 1943 году, перед началом наступления в районе Курска, немцы изменили тактику. Командование вермахта запланировало масштабную психологическую операцию «Серебряная полоса», в рамках которой красноармейцам снова предлагали сложить оружие, но теперь сдаться в плен им предлагали не нацистам, а своим – формируемой под командованием генерала Андрея Власова Российской освободительной армии (РОА). Новый основной лозунг звучал так: «Русские перебегают к русским». Тех же, кто не испытывал симпатий к РОА, пытались испугать применением новейшей, ещё неизвестной бронетехники – танков «Тигр» и самоходных пушек «Фердинанд».

Трудности перевода

Члены РОА затем принимали активное участие в пропагандистской деятельности Третьего рейха. Пример генерала-перебежчика использовался для агитации, военачальники освобожденной армии выступали с речами на передовой. Литературные способности власовцев начали использовать для создания листовок, и эти материалы оказались даже более успешными, чем те, что производились немцами.

Объяснить это достаточно просто. Русский текст большинства первых листовок был насыщен стилистическими и орфографическими ошибками, перевод зачастую выполнялся неумело. Кроме того, в прокламациях иногда использовались немецкие шутки, непонятные простым советским людям.

Вероятно, самым известным примером неудачной листовки времен Великой Отечественной войны стали материалы с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» Они разошлись тиражом 160 миллионов экземпляров и, несмотря на это, не только не оказывали нужного воздействия, но и, скорее, вызывали отторжение.

«По мнению немецких пропагандистов, этот абсурдный и безграмотный бред должен был звучать как девиз, под которым культурная Европа идет в свой крестовый поход против коммунизма. Этот бред в качестве «руководящего лозунга» годами, почти до самого конца войны, отправлялся на «ту» сторону», — писал в книге «Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом» антисоветчик, работник пропагандистской лаборатории вермахта Александр Казанцев.

Он был уверен, что советское командование само бы заплатило за такие листовки «крупные суммы». Как и за большинство подобных. Побывавший на фронте литературовед Лев Аннинский вспоминал и другие неудачные прокламации, такие как «Дамочки, не ройте ваши ямочки, придут наши таночки, зароют ваши ямочки» и «Сталинград возьмём бомбежкой, в Астрахань войдём с гармошкой».

Сами перебежчики не только приписывали нацистам авторство неудачных лозунгов, но и в целом обвиняли их в провале пропаганды. Пытаясь выяснить причину этого, редактор коллаборационистской газеты «За Родину» Анатолий Стенрос однажды задал вопрос одному из генералов вермахта, который был выходцем из Прибалтики и говорил по-русски, почему «немцы так халтурно

Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий