«Смертельное пари»: как советские летчики спровоцировали одну из самых глупых авиапроисшествий в истории

архив К.Г. Удалова«Смертельное пари»: как советские пилоты устроили самую глупую авиакатастрофу в истории

Катастрофа самолёта Ту-134, произошедшая 20 октября 1986 года, не имеет аналогов в отечественной истории и, вероятно, в мировой практике. Гибель 70 пассажиров, среди которых было 14 детей, была настолько ужасной и абсурдной. Причиной всему стала обычная скука, безответственность капитана воздушного судна Александра Клюева и пренебрежение нормами безопасности полётов.

Рейс № 6502 из Свердловска в Грозный оказался обыденным. Взлёт прошёл без инцидентов, как и последующий час полёта до промежуточной остановки – аэропорта Куйбышева (ныне Самара). Здесь командир корабля решил продемонстрировать членам экипажа свои навыки, поспорив, что сможет осуществить посадку вслепую – по приборам.

.

Не менее странным выглядит поведение второго пилота, штурмана и инженера, которые согласились на эту рискованную затею. Перед заходом на посадку Клюев закрыл обзорные окна с своей стороны шторками и начал снижение. Однако, как оказалось, ориентироваться только по показаниям приборов не так уж легко, поэтому самолёт подходил к земле с слишком высокой вертикальной и горизонтальной скоростью, к тому же с «тангажем» – фактически «клюнув носом».

Наибольшее удивление в этой истории вызывает уровень безответственности всех членов экипажа. Второй пилот явно замечал, что сближение с землёй имеет аварийный характер, но не предпринял никаких действий. На высоте 35 м командир корабля осознал, что снижение идёт не по плану и попросил помощника открыть окна, но было уже слишком поздно.

.

Ту-134 с огромной силой ударился о взлётную полосу с нагрузкой в 4G. Конструкция самолёта не выдержала. Первоначально «сложились» шасси, а затем корпус самолёта распался на два фрагмента. По инерции «стотридцатьчетвёрка» проскользила по аэродрому примерно 300 м и загорелась из-за вытекшего из баков горючего.
Аварийно-спасательная служба аэродрома прибыла на место практически мгновенно, но спасти удалось немногих. В результате переворота самолёта, пассажиры оказались пристёгнутыми в креслах и висящими вниз головой. 58 человек погибли, отравившись продуктами горения, не сумев отстегнуться и выбраться из-под обломков пылающего самолёта. Ещё 11 человек по той же причине скончались позже в больнице. Среди них был и второй пилот, который, осознав свою ошибку, бросился спасать пассажиров из салона.

Александр Клюев и другие члены экипажа отделались лёгкими травмами. Все они были отстранены от пилотирования, а командир экипажа (теперь уже бывший) получил 15 лет тюремного заключения. После пересмотра дела срок был сокращён до 6 лет, которые виновный отбыл полностью, выйдя на свободу уже в совершенно другой стране.

Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий