Гибель С-178: каким образом нетрезвый старший помощник стал причиной катастрофы советской подводной лодки

Гибель С-178: как пьяный старпом стал причиной трагедии советской подлодки

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С-178 возвращалась во Владивосток после успешных учений. Экипаж с нетерпением ожидал встречи с берегом, однако вместо этого субмарина затонула на дне бухты Золотой Рог, унеся жизни 32 моряков. Обстоятельства этой трагедии оставались под грифом «Секретно» на протяжении 25 лет.

Роковой удар в сумерках

Подход к базе в сумерках казался обычной процедурой. Лодка двигалась на поверхности, командир Валерий Маранго и часть офицеров находились на мостике. Разрешение на вход в бухту было получено.

Внезапно из сгущающихся сумерек, с выключенными сигнальными огнями, на них вынырнула большая рефрижераторная лодка РФС-13. Столкновение оказалось неизбежным. «Эта огромная машина на полном ходу ударила носом в 6-й отсек», — вспоминал выживший начальник медчасти Виктор Григорьевский. На подлодке не успели закрыть люки.

Субмарина наклонилась на правый борт, моряки падали с мостика в воду. На корпусе С-178 образовалась огромная пробоина (по мнению Сергея Кубынина, около 8 кв.м.).

Борьба за выживание

В течение 20 секунд вода затопила 6-й, 5-й и 4-й отсеки подлодки. Восемнадцать подводников, находившихся там, погибли, но успели закрыть люки (это помогло спасти жизни остальных). Лодка ушла на глубину 32 метров. В интервью журналу «Родина» Сергей Кубынин вспоминал, что во втором отсеке вскоре начался пожар, с которым связисты, находившиеся там, смогли справиться.

Владимир Каравеков был старшим по званию (командир подлодки, находившийся в момент удара на мостике, выбросило за борт и его вместе с другими выжившими подводниками подобрали рыбаки с рефрижератора), но в условиях чрезвычайной ситуации он не смог взять на себя руководство – у него случился приступ, предынфарктное состояние. Командовал на затонувшей С-178 Сергей Кубынин.

Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов

Как вспоминал Кубынин, в момент столкновения он находился во втором отсеке подводной лодки и после удара сразу же направился к центральному посту. Он дал команду продуть воздух, чтобы подлодка смогла всплыть. Эти действия не принесли результата: корпус С-178 был поврежден, но подводники этого еще не осознавали. Чтобы поднять дух экипажа, Сергей Кубынин достал из своей каюты канистру с «шилом» (так подводники называют спирт), по 20 грамм разлили всем. Старпом, чтобы хоть немного взбодрить моряков, даже организовал награждение знаками отличия и очередными званиями — все официально, с военными билетами и корабельной печатью, которая у него имелась. Один из подводников получил звание мичмана, другой – старшины первой статьи, все было сделано по уставу (впоследствии эти звания никто не отменил).

… Ночью к месту столкновения стали приближаться спасательные суда. Связь с берегом у С-178 практически отсутствовала – Кубынин успел передать только несколько сообщений вице-адмиралу Рудольфу Голосову, назначенному для управления спасательной операцией. На второй день нахождения подводников под водой командир отправил наверх из подлодки двух членов экипажа, Иванова и Мальцева, чтобы они донесли информацию спасателям (на всех оставшихся в субмарине моряков не хватало индивидуальных снаряжений подводника – ИСП-60).

Вскоре выяснилось, что спасательное судно «Ленок», на котором планировалось поднять затонувших моряков, было неисправно, а водолазы не имели опыта таких операций. На второй день Кубынин отправил наверх еще троих подводников, наиболее ослабевших. Их не успели поднять на борт спасательного судна, и они погибли.

В конечном итоге, водолазы смогли передать в С-178 нед

Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий