Крушение B-25 в районе Хилки: как читинские охотники взаимодействовали с инспекторами Генерального штаба Военно-воздушных сил СССР

Крушение B-25 под Хилком: что сделали читинские охотники с инспекторами ГШ ВВС СССР

27 сентября 1944 года самолет Б-25 с группой высокопрофильных инспекторов Главного штаба ВВС, среди которых находился Герой Советского Союза В. Артамонов, пропал в районе населенного пункта Хилок под Читой. Связь с экипажем оборвалась через 52 минуты после вылета в Улан-Удэ. Так началась одна из самых таинственных и мрачных страниц военной истории.

Неизвестное захоронение

Несмотря на масштабные поисковые мероприятия с привлечением пехоты, авиации и сотрудников НКВД, обломки самолета были обнаружены только спустя год. Власти назначили значительное вознаграждение в 10 000 рублей за информацию о месте крушения, и наводки от местных жителей поступали, но ни одна из них не подтвердилась.

Самолет удалось найти только благодаря жителю Хилка Ивану Даниловичу Егорову, который в 1945 году провел комиссию через труднопроходимую тайгу к месту трагедии.

Комиссия, выехавшая на место под руководством майора Рябинина, обнаружила останки всех восьми человек и похоронила их, завернув в парашют, неподалеку от самолета. Спустя год останки были перезахоронены в Чите.
Однако в 1997 году краеведы из местного музея обнаружили рядом с самолетом несколько человеческих костей, а в 2009 году с помощью металлоискателей нашли воинское захоронение. В нем, помимо останков, захороненных в два слоя, были найдены офицерские погоны, хромовые сапоги, фрагменты летных курток и генеральских фуражек, портупейные ремни, личные вещи (складной нож, медные деньги, мундштук). Кто мог похоронить погибших? Вероятно, это сделали местные охотники, которые первыми наткнулись на погибших. Проведенная позже экспертиза подтвердила, что в могиле, найденной в 2009 году, находились останки шести членов экипажа. Причины, по которым охотники не похоронили Артамонова, остаются загадкой. Очевидно лишь, что Рябинин в 1945 году не нашел всех фрагментов тел.

Проводник Иван Данилович

Согласно рапорту от 12 ноября 1944 года, направленному главному маршалу авиации Новикову, местные охотники активно содействовали в поисках в тайге даже после того, как поиски с воздуха были прекращены из-за наступления зимы. За информацию о найденном Б-25 была установлена награда в 10 тысяч рублей, и поступали данные от местных о якобы найденных обломках. Однако ни одна из этих наводок не подтвердилась.
Неизвестно, сколько времени понадобилось бы властям для нахождения места гибели летчиков, если бы не помощь жителя Хилок, Ивана Даниловича Егорова. Он не только сообщил о местоположении, но и провел комиссию через непроходимую тайгу к упавшему самолету в 1945 году.

Сделка с совестью

Из доклада Рябинина 1945 года становится ясно, что место крушения было безжалостно разграблено. Это означает, что кто-то из местных все же знал о падении самолета, но по каким-то причинам не спешил сообщать властям (даже за предложенное вознаграждение). Как указал Рябинин в акте исследования места крушения в 1945 году, личные вещи и оружие погибших были частично украдены. Особенно шокировало Рябинина и его команду то, что с груди Героя Советского Союза Артамонова была сорвана золотая звезда. Награды у других погибших летчиков также были срезаны или сорваны (на груди остались лишь планки). И при этом несколько дней кто-то из потерпевших крушение, вероятно, был жив. Артамонов – это точно. Он успел вырезать на фюзеляже самолета прощальные слова «Погибаем. Ничего не сделаем. Писал Артамонов».
В докладе Рябинин выразил уверенность, что отдельные местные охотники знали о месте крушения, что подтверждается не только расхищением личных вещей, но и фрагментов Б-25. Команда Рябинина лично задержала троих мародеров из числа местных, у которых был изъят наган, несколько летных шлемов, перчатки, подшлемник и записная книжка, принадлежавшие погибшим. Рябинин также выяснил, что было украдено 6 из 8 парашютов. Все задержанные мародеры предстояло предстать перед судом, но отделались небольшими сроками – от 5 до 7 лет.
В наши дни искатели цветмета пытались вывезти из тайги остатки самолета Б-25. Они повалили две сотни вековых кедров, переправили два двигателя, но при попытке украсть фюзеляж были задержаны

Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий