
Маршал Рокоссовский однажды отметил: «Войну мы выиграли ранеными». Это не просто метафора: в ходе Великой Отечественной войны советские медики вернули в строй 17 миллионов солдат — 72,3% от общего числа раненых. Для сравнения, немецкая армия смогла восстановить лишь около трети своих бойцов. Этот феномен объясняется различной тактикой: наши врачи сначала оказывали помощь тем, кого можно было быстро вернуть к жизни, предотвращая осложнения, а затем уже занимались более тяжелыми случаями.
Однако существовали ранения, которые и сегодня выглядят безнадежными. Судьбы этих людей — яркое свидетельство силы человеческого духа.
Летчик, которого вычеркнули из списков живых
Наиболее известный случай — спасение летчика Алексея Маресьева, ставшего прообразом героя «Повести о настоящем человеке». После крушения самолета он 18 суток полз с раздробленными ногами по заснеженному лесу. В московский госпиталь его доставили уже без сознания, с прогрессирующей гангреной и заражением крови.
Молодого лейтенанта признали безнадежным и оставили в коридоре, накрыв простыней, в ожидании смерти. Случайно мимо проходил известный хирург профессор Теребинский. Услышав, что это «умирающий летчик с гангреной», он сдернул простыню, осмотрел почерневшие ноги и приказал: «Готовить операционную!»
Маресьев не только выжил после ампутации, но и вернулся в небо. На протезах он сбил 7 немецких самолетов и был награжден званием Героя Советского Союза.
Спасение танкиста
Александр Милюков был командиром экипажа танка Т-34. Во время одного из боев его танк был подбит. Алексей пытался спасти свою боевую машину, но, когда он открыл командирский люк, произошел взрыв. Товарищи видели, как Алексей открывает люк, а затем взрывом снесло башню танка. Шансов выжить у командира не было, и никто не сомневался, что молодой танкист погиб. Матери его отправили «похоронку».
Тем не менее, раненый и контуженный Милюков спустя некоторое время пришел в себя. Потеряв много крови, он все же выбрался к своим, и врачи в госпитале только качали головами, пораженные тем, как этот танкист, весь иссеченный осколками, смог выжить и пройти немалое расстояние. Мать, получив от сына письмо, уже после «похоронки», написала в ответ: «Сынок, получила на тебя похоронку, да не знаю, письмо твое, до нее, до смерти этой написано, или после?». И сын ответил ей: «После, мама, пишу уже после!».
Милюков храбро воевал до самого окончания войны, участвовал в освобождении Германии, штурмовал Берлин и был награжден званием Героя Советского Союза. После войны он окончил ВГИК и стал хорошо известен советским зрителям как сценарист фильма «Экипаж машины боевой».
Спасение санинструктора
Санинструктор Александр Леви проходил срочную службу недалеко от Бреста, когда началась война. Его часть, как и другие, была вынуждена отступать. При этом отступлении, проходившем под огнем противника, Леви был ранен в живот.
Такие ранения даже в госпитале, где есть возможность оказать квалифицированную помощь, часто заканчиваются летальным исходом. А Леви оказался среди солдат, отступавших в хаосе первых дней войны. Вместе с другими ранеными он попал в плен к немцам, которые, разумеется, никакой медицинской помощи ему не оказали. Он должен был умереть. Однако он выжил. В условиях лагеря для военнопленных.
О нем заботились его товарищи по несчастью, один из которых был врачом, а другие – санитарами. У них не было никаких лекарств, нормальных бинтов, средств для обезболивания и обеспечения антисептики. Тем не менее, Леви выжил и смог сбежать из лагеря. Когда уже после спасения он оказался в нашем госпитале, врачи, осматривая его затянувшуюся рану, могли только дивиться его удивительной жизненной силе.
После войны А. А. Леви стал известным юристом, профессором, доктором юридических наук.







