Поселок Дикий: как дезертиры из Красной армии создали свою деревню

Поселок Дикий: как красноармейцы-дезертиры создали свою деревню

В глухих лесах Мордовии, на берегу реки Вад, скрывается поселок Дикий. Его не встретишь на картах, о нем не упоминают вслух, но он может похвастаться своим уникальным памятником — трехсотлетним мореным дубом, который вкопан стволом в землю, а корнями устремлен к небу. На нем размещена стальная табличка: «Репрессированным родителям. Благодарные потомки». Это, вероятно, единственный в мире мемориал, установленный в честь дезертиров Великой Отечественной войны.

Для одних герои, для других – предатели

История Дикого берет свое начало в 1930-е годы, во время принудительной коллективизации. Основателем считается лесник Иван Зверев, за которым последовали другие семьи, не желавшие вступать в колхозы. Местные старожилы, большинство из которых — пожилые женщины, охотно рассказывают о том, как их родители убегали сюда, укрывая свои вещи и надевая на себя несколько рубах, чтобы избежать конфискации. Одна из жительниц, будучи еще младенцем, была перенесена в эти леса своим отцом, который спрятал ее в липовом сундуке. Они создали своеобразное микрогосударство, живущее по своим правилам вдали от советской власти.

Тот же подход жители Дикого сохранили и в годы Великой Отечественной войны. Сюда начали стекаться те, кто покинул поле боя, спасаясь от призыва или сбежавшие из немецкого плена красноармейцы-дезертиры. Местные жители проявляли к ним понимание. У одного — «семеро по лавкам», куда ему на фронт? Другой боялся, что с ним расправятся как с предателем за то, что он был в плену. «Не слушайте никого, это власть наших дедов превратила в предателей», – уверяла в интервью журналистам «Известий» коренная жительница поселка Анна Баландина. То, что в лесах дезертиры занимались разбоем, не смущает старожилов. По их мнению, в этом опять же виноваты советские чиновники, которые сами все у всех отобрали, и будто бы эти «богатые, те, кто только прикрывался высокими чинами», «герои»-дезертиры только и занимались грабежом.

Записка Дмитрия Колесникова: почему послание капитана с погибшего «Курска» было засекречено

Советская милиция вскоре начала поиски «героев»-дезертиров. Они организовали засаду, и, по словам старожилов, 15 дезертиров из Дикого были расстреляны. Только одного из них, по имени Степан Сангин, долго не могли поймать. Жители поселка с гордостью вспоминают его как самого почитаемого «героя»: два года он скрывался от милиции в будке, заваленной навозом, чтобы собаки не смогли взять след. Когда его случайно все же нашли, от него исходил невыносимый запах. Из сострадания к его многодетной матери «героя» не расстреляли, а отправили в штрафбат, где он, по рассказам, сам должен был добыть себе оружие и совершенно одичал. Даже перегрыз горло одному из немцев, чтобы забрать у него пистолет.

Спустя девять десятилетий после основания поселка Дикий его жители продолжают вести натуральное хозяйство, вдали от цивилизации, но молодежь, в основном, перебралась в крупные города. «Геройства» их предков местные власти так и не признали. Самовольно установленное в память дезертирам дерево еще в андроповские годы пытались выкорчевать, но дело так и не довели до конца, оставив этот, мягко говоря, неоднозначный мемориал на совести потомков.

Почему Сталин сам вернулся из побега в первой ссылке

Николай Ежов: что обнаружили при обыске у «кровавого карлика»

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий