
Раскол в церкви, произошедший в середине XVII века из-за реформ патриарха Никона, привел к разделению русского православия на две ветви. Более чем через 300 лет многие продолжают путать старообрядцев с православными. Разберем ключевые отличия.
Крестное знамение
Самое заметное отличие заключается в крестном знамени. Старообрядцы крестятся двумя пальцами (указательным и средним), что символизирует двойственность природы Христа — Божественную и человеческую. Православные же используют троеперстное знамение (большой, указательный и средний пальцы), которое отражает Святую Троицу.
Новообрядцы объясняют свой выбор находками в римских катакомбах, где были найдены мощи мучеников первых веков с крестным знамением, выполненным в троеперстной форме.
Терминология
Разделение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» довольно условно. Старообрядцы сами считают свою веру православной, а РПЦ называет их нововерцами или никонианами.
В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.
Старообрядцы именовали себя по-разному: староверами, древлеправославными христианами и использовали такие термины, как «правоверие» и «истинное православие».
«Калина красная»: в чём уголовники обвиняли режиссёра фильма Василия Шукшина
В произведениях старообрядческих писателей XIX века часто встречался термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термина «старообрядчество» произошло только к концу XIX века. При этом старообрядцы разных согласий отрицали православность друг друга, и для них термин «старообрядчество» объединял религиозные сообщества по второстепенному обрядовому признаку, лишенные единства в вероисповедании.
Перста
Известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было заменено на трехперстное. Два пальца — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три пальца — символ Святой Троицы.
Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей на тот момент из множества Автокефальных Церквей, после обнаружения в римских катакомбах сохранившихся тел мучеников первых веков со сложенными пальцами в трехперстном крестном знамении. Похожие примеры наблюдаются в Киево-Печерской лавре.
Согласия и толки
Старообрядчество далеко не однородно. Существует множество согласий и еще больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик, то толк, что ни баба, то согласие». Главных направлений старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.
Исус
Во время реформы Никона была изменена традиция написания имени «Исус». Двойной звук «и» стал передавать длительность и «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, которого нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» ближе к Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант более близок греческому источнику.
Различия в Символе веры
В ходе «книжной справы» реформы Никона произошли изменения в Символе веры: был убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».
Из смыслового противопоставления свойств получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».
Старообрядцы резко протестовали против произвола в изложении догматов и готовы были «за единый аз» (то есть за букву «а») пойти на страдание и смерть.
Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что стало основным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.
Навстречу солнцу
К середине XVII века в Русской церкви установился общий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, однако нововведения не были приняты старообрядцами. В результате новообрядцы совершают движения во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы — посолонь.
Галстуки и рукава
В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и галстуками. Народ
Фото: russian7.ru







