«Поносный парад»: какие проблемы возникли во время марша немецких военнослужащих в Москве

«Поносный парад»: что было не так с маршем пленных немцев в Москве

17 июля 1944 года по улицам Москвы прошло 57 600 немецких военнопленных, среди которых были 23 генерала. Эта акция, получившая неофициальное название «Большой вальс», стала одним из самых впечатляющих пропагандистских мероприятий завершающего этапа войны.

Подготовка и замысел операции

Идея организации марша появилась после просмотра трофейных немецких кинохроник, в которых утверждалось, что вермахт скоро войдет в Москву. Советское командование решило символически «выполнить» это обещание, но в другом ключе.

Для участия в шествии отобрали военнопленных из разгромленных частей в Белоруссии, способных выдержать длительный переход. Подготовка проходила на Ходынском поле и ипподроме под охраной подразделений НКВД и Московского военного округа, возглавляемых генерал-полковником Павлом Артемьевым.

Ход марша

Шествие пленных началось в 11 часов утра от ипподрома. Сначала колонна двигалась по Ленинградскому шоссе (сегодня это участок Ленинградского проспекта), затем по улице Горького (ныне Тверская). После этого пленных разделили на две группы. Первая колонна, состоящая из 42 тысяч человек, на площади Маяковского повернула по часовой стрелке на Садовое кольцо. Конечной целью шествия стал Курский вокзал: путь занял 2 часа 25 минут.

Вторая группа, включающая еще 15 600 военнопленных, с площади Маяковского повернула на Садовое кольцо против часовой стрелки. Немцы прошли Смоленскую, Крымскую и Калужскую площади, после чего свернули на Большую Калужскую улицу (Ленинский проспект). Конечным пунктом маршрута была станция Канатчиково Окружной железной дороги (ныне район станции метро Ленинский проспект). Весь путь занял 4 часа 20 минут.

«Поносный марш»

Проход военнопленных по улицам Москвы, как отмечали свидетели, прошел без серьезных инцидентов. Берия в отчете Сталину указывал, что москвичи вели себя организованно, иногда звучали антифашистские лозунги: «Смерть Гитлеру!» или «Сволочи, чтобы вы подохли!», но чаще звучали приветствия в адрес партии и Красной Армии.

Примечательно, что на шествии присутствовало множество иностранных журналистов. Руководство страны уведомило их о предстоящем событии раньше, чем самих москвичей. Также к съемкам мероприятия были привлечены тринадцать операторов. Сталин позаботился о том, чтобы информация о марше поверженных врагов была донесена до широкой мировой общественности. Он уже не сомневался в окончательной победе.

«Калина красная»: в чём уголовники обвиняли режиссёра фильма Василия Шукшина

Символичным актом стал проезд по улицам столицы поливочной спецтехники, после того как по ним прошли немецкие колонны. Как записал известный прозаик Борис Полевой, машины «мыли и чистили московский асфальт, уничтожая, кажется, и самый дух недавнего немецкого шествия». «Чтобы и следа не осталось от гитлеровской нечисти», – так говорилось в киножурнале, посвященном маршу немецких военнопленных.

Вероятно, это было сказано не только в переносном смысле. Дело в том, что НКВД под угрозой расстрела запретил пленным покидать колонны – им приходилось справлять нужду прямо на ходу. Как свидетельствуют очевидцы, московские улицы после прохода военнопленных выглядели, мягко говоря, не очень. Возможно, это было следствием усиленной кормежки немцев накануне марша: их обеспечили дополнительной порцией каши, хлеба и сала, после чего пищеварительная система дала сбой. Недаром в массовом сознании закрепилось другое название марша военнопленных – «поносный марш».

Пользователь под ником Redkiikadr на одном из форумов рассказывал, как его прабабушка столкнулась с пленным немцем, который чудом избежал охраны и забежал в Большой Каретный переулок, где отчаянно пытался найти еду. Однако его

Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий