
Присутствие ограниченного контингента советских войск в Афганистане (1979-1989) выявило значительный разрыв между традиционной военной подготовкой и фактическими условиями ведения боевых действий.
Проблемы первоначальной подготовки
Как упоминает ветеран Сержан Казакпаев в книге Александра Ляховского «Трагедия и доблесть Афгана», многие военнослужащие прибыли в Афганистан с намерением сражаться с «преступниками и бандитами», не осознавая местные политические и социальные реалии.
Систематическая подготовка с учетом специфики Афганистана начала осуществляться лишь с 1983 года, в соответствии с приказом командующего Туркестанским военным округом. Документ предусматривал специализированное обучение: действия в горной местности, обезвреживание самодельных взрывных устройств и особенности обращения с оружием в местных условиях.
Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть
Сержан Казакпаев (его воспоминания можно найти в книге «Трагедия и доблесть Афгана») отмечал, что опыт ведения боевых действий в Афганистане приобретался непосредственно в ходе боестолкновений. Как указывал Казакпаев, солдаты и офицеры советской армии (за исключением специального назначения), в основном, не были готовы к боям в условиях горного Афганистана.
С кем и за что воевали?
По мнению ветерана боевых действий в Афганистане, кавалера ордена Красной Звезды Андрея Архицкого, «афганцы» стали «заложниками чужой войны»: они сражались неизвестно за что и почему.
Однако, наряду с этим, советские военнослужащие, как отмечает Архицкий, были готовы к самопожертвованию – это осознавали и сами моджахеды. «Афганец» приводит один из примеров такого поведения в бою. Моджахеды (в количестве 150 человек) атаковали высоту, занятую пятью советскими солдатами. На протяжении шести дней они не могли взять укрепление, понесли потери в сто человек. В итоге всех пятерых русских «духи» взяли в плен и затем отпустили – настолько мужество раненых русских впечатлило душманов.
… Лейтенанты Николай Кузнецов и Александр Демаков подорвали себя гранатами, прикрывая отход своих подразделений. Общеизвестна история о восстании советских военнопленных в пакистанском лагере Бадабер в 1985 году, когда погибли свыше десятка солдат и офицеров, захваченных душманами при различных обстоятельствах.
Другой «афганец», Александр Бахтин, писал, что «духи» могли переодеваться в советскую военную форму и говорить по-русски лучше, чем туркмены или казахи. В начале солдаты не понимали, почему на боевых выходах разрозненными группами нельзя углубляться в кишлаки (душманы в таких ситуациях немедленно нападали). Глиняные дувалы (заборы) служили хорошим укрытием для моджахедов и сдерживали даже автоматные очереди. Душманы часто стреляли в последнего солдата, идущего в группе, чтобы русские не сразу осознали, откуда ведется огонь.
Бахтин подчеркивал, что нередко советские войска вытесняли душманов из кишлаков, меняли позиции, продвигаясь дальше, а моджахеды тем временем вновь занимали те же самые села. Ограниченный контингент советских войск, действительно, из-за своей сравнительной немногочисленности не мог размещаться гарнизонами в каждом афганском кишлаке.
Низшие касты на Руси: чем холоп отличался от смерда
Животные-неад
Фото: russian7.ru







