
Алексей Михайлович Щастный стал одним из незаслуженно забытых героев ранней Советской Республики. Он фактически дважды предотвратил уничтожение Балтийского флота. В качестве награды его ожидал расстрел. После этой трагедии его имя долго оставалось в тени, и он стал известен как первый расстрелянный большевиками «враг народа».
Ситуация на Балтике
К весне 1918 года обстановка на Балтике оказалась критической. Молодая Советская Республика, только что начавшая своё существование после Октябрьской революции, столкнулась с угрозой утраты всего Балтийского флота. Советские корабли были сосредоточены в двух портах – эстонском Ревеле (в настоящее время Таллин) и финском Гельсингфорсе (Хельсинки). Однако активное наступление немецкой армии в Прибалтике и Финляндии поставило их под угрозу.
Немецкое командование планировало захватить русские корабли, чтобы уничтожить флот до начала навигации. В этих условиях судьба Балтфлота казалась решённой. Советское руководство не верило в возможность его спасения. Владимир Ленин предлагал взорвать корабли, чтобы они не достались врагу, а матросов отправить по домам. Лев Троцкий, в свою очередь, считал, что корабли должны вступить в бой, хотя шансов на успех практически не было. Однако Алексей Щастный, прозванный народным адмиралом и возглавлявший морские силы Балтики, придерживался совершенно другого мнения. Он уверенно верил, что флот можно и необходимо спасти.
Организация «Ледового похода»
Для осуществления своего плана Щастный располагал крайне ограниченными ресурсами. У него было всего четыре ледокола, которые должны были помочь вывести корабли через замерзшие воды Балтийского моря. Несмотря на сложные погодные условия, нехватку времени и постоянную угрозу нападения немецких войск, Щастный сумел организовать операцию, вошедшую в историю как «Ледовый поход».
25 февраля 1918 года немецкие войска вошли в Ревель, но русских кораблей там уже не было. Щастный успел вывести из порта эскадру из 56 судов, которые направились в Гельсингфорс. Однако угроза захвата сохранялась – немецкий флот двигался к Аландским островам, а отряд генерала фон дер Гольца готовился атаковать Гельсингфорс. Щастному предстояло провести второй этап операции – вывести корабли из Финляндии в Кронштадт.
Спасение флота
Щастный сумел объединить офицеров и матросов, убедив их в необходимости спасения флота. Несмотря на хаос и деморализацию, царившие в те дни, его авторитет и организаторские способности позволили провести операцию с минимальными потерями. Всего было спасено 221 судно, включая боевые корабли и вспомогательные суда. Последним из Гельсингфорса вышел штабной корабль «Кречет», на борту которого находился сам Щастный. Через три дня после этого немцы заняли город, но флот уже находился в относительной безопасности.
Трагический финал
В апреле 1918 года эскадра прибыла в Кронштадт. Щастного встречали как героя – его подвиг восхищал даже тех, кто был далек от военного дела. Однако признание оказалось недолгим. Уже в мае Щастный получил телеграмму с приказом заминировать Балтийский флот для последующего подрыва. Ходили слухи о том, что это было следствием договора с немцами, которым фактически сдавали флот. Ведь они могли его относительно дешево и быстро восстановить.
Приказ противоречил всем принципам, за которые боролся Щастный, и вызвал у него глубокое негодование. Советское руководство, опасаясь его популярности среди моряков и независимой позиции, решило избавиться от неудобного героя. Его обвинили в «контрреволюционной деятельности» и «сговоре с врагом». Суд прошел формально, без возможности защиты. Из свидетелей на нем присутствовал только Лев Троцкий, который и был главным заинтересованным лицом дела.







