Как спаситель Балтийского флота превратился в первую жертву большевистского террора

Как спаситель Балтийского флота стал первой жертвой большевистского террора 

Алексей Михайлович Щастный стал одним из незаслуженно забытых героев ранней Советской Республики. Он фактически дважды предотвратил уничтожение Балтийского флота. В качестве награды его ожидал расстрел. После этой трагедии его имя долго оставалось в тени, и он стал известен как первый расстрелянный большевиками «враг народа». 

Ситуация на Балтике

К весне 1918 года обстановка на Балтике оказалась критической. Молодая Советская Республика, только что начавшая своё существование после Октябрьской революции, столкнулась с угрозой утраты всего Балтийского флота. Советские корабли были сосредоточены в двух портах – эстонском Ревеле (в настоящее время Таллин) и финском Гельсингфорсе (Хельсинки). Однако активное наступление немецкой армии в Прибалтике и Финляндии поставило их под угрозу. 

Немецкое командование планировало захватить русские корабли, чтобы уничтожить флот до начала навигации. В этих условиях судьба Балтфлота казалась решённой. Советское руководство не верило в возможность его спасения. Владимир Ленин предлагал взорвать корабли, чтобы они не достались врагу, а матросов отправить по домам. Лев Троцкий, в свою очередь, считал, что корабли должны вступить в бой, хотя шансов на успех практически не было. Однако Алексей Щастный, прозванный народным адмиралом и возглавлявший морские силы Балтики, придерживался совершенно другого мнения. Он уверенно верил, что флот можно и необходимо спасти. 

Организация «Ледового похода»

Для осуществления своего плана Щастный располагал крайне ограниченными ресурсами. У него было всего четыре ледокола, которые должны были помочь вывести корабли через замерзшие воды Балтийского моря. Несмотря на сложные погодные условия, нехватку времени и постоянную угрозу нападения немецких войск, Щастный сумел организовать операцию, вошедшую в историю как «Ледовый поход». 

25 февраля 1918 года немецкие войска вошли в Ревель, но русских кораблей там уже не было. Щастный успел вывести из порта эскадру из 56 судов, которые направились в Гельсингфорс. Однако угроза захвата сохранялась – немецкий флот двигался к Аландским островам, а отряд генерала фон дер Гольца готовился атаковать Гельсингфорс. Щастному предстояло провести второй этап операции – вывести корабли из Финляндии в Кронштадт. 

Спасение флота

Щастный сумел объединить офицеров и матросов, убедив их в необходимости спасения флота. Несмотря на хаос и деморализацию, царившие в те дни, его авторитет и организаторские способности позволили провести операцию с минимальными потерями. Всего было спасено 221 судно, включая боевые корабли и вспомогательные суда. Последним из Гельсингфорса вышел штабной корабль «Кречет», на борту которого находился сам Щастный. Через три дня после этого немцы заняли город, но флот уже находился в относительной безопасности. 

Трагический финал

В апреле 1918 года эскадра прибыла в Кронштадт. Щастного встречали как героя – его подвиг восхищал даже тех, кто был далек от военного дела. Однако признание оказалось недолгим. Уже в мае Щастный получил телеграмму с приказом заминировать Балтийский флот для последующего подрыва. Ходили слухи о том, что это было следствием договора с немцами, которым фактически сдавали флот. Ведь они могли его относительно дешево и быстро восстановить. 

Приказ противоречил всем принципам, за которые боролся Щастный, и вызвал у него глубокое негодование. Советское руководство, опасаясь его популярности среди моряков и независимой позиции, решило избавиться от неудобного героя. Его обвинили в «контрреволюционной деятельности» и «сговоре с врагом». Суд прошел формально, без возможности защиты. Из свидетелей на нем присутствовал только Лев Троцкий, который и был главным заинтересованным лицом дела.

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий