Какой тайный подземный завод Гитлера все еще находится под минными угрозами

Какой секретный подземный завод Гитлера до сих пор заминирован

Осенью 1944 года на западной границе чешского города Литомержице начал функционировать сверхсекретный подземный завод «Б5 Рихард» — один из самых значительных проектов нацистской Германии по перемещению военного производства в защищенные подземные сооружения.

История создания

Решение о строительстве подземных заводов было принято Гитлером в 1943 году в ответ на разрушительные бомбардировки промышленных районов Германии союзной авиацией.

Комплекс создавался в средневековых известняковых шахтах с ноября 1943 года под контролем СС. Общая протяженность тоннелей достигала 30 километров. На строительстве работали более 5000 людей, в основном узников концлагерей, а также десятки германских и шведских промышленных фирм.

«Рихард» начал свою работу в ноябре 1944 года. В него перевезли оборудование германских заводов, которые производили двигатели для танков Гитлера. Планировалось запустить нефтеперерабатывающий завод и наладить производство электронных ламп. Даже в первых числах мая 1945 года, когда исход Великой Отечественной войны стал очевиден, строительство «Рихарда» не останавливалось. Когда рабочим сообщили о завершении войны и смерти Гитлера, производственный процесс прекратился.

Что стало с подземной «пороховой бочкой»

Гестаповцы в мае 1945 года заминировали «Рихард» и планировали его взорвать. Однако по неизвестным причинам это не удалось осуществить. С 25 мая советские войска начали разминирование шахт и штолен «Рихарда», но этот процесс оказался настолько сложным, что часть помещений пришлось оставить нетронутыми и законсервировать.

Владимир Карпец в своей книге упоминал, что в 50-х годах подземелья недоразминированного «Рихарда» исследовали специалисты германской «Штази». Цель их визита остается неизвестной.

Как сообщал популярный чешский новостной портал iDNES.cz, власти Литомержице еще в 2009 году начали разрабатывать проект по открытию безопасной части «Рихарда» для доступа туристов. Однако смена руководства города замедлила процесс, и дело не продвинулось дальше намерений.

– Нам придется начинать все сначала, – цитирует iDNES.cz мнение нынешнего заместителя мэра Литомержице Карела Крейзы.

Необходимо решить вопросы с владельцами земли в районе «Рихарда» (а их несколько), что, по мнению Карела Крейзы, займет не один год. Бывший заместитель мэра города Ярослав Тврдик считает, что стоимость проекта по «рекультивации» «Рихарда» может составить до миллиарда крон (это примерно 3,5 млрд рублей по текущему курсу Центробанка РФ). Чехи надеются на софинансирование со стороны стран, граждане которых, будучи военнопленными, работали на строительстве подземного завода и погибли – на эту тему уже велись переговоры с посольствами Франции и Израиля.

Подземелье нелегально посещают диггеры, что представляет опасность из-за постоянных обрушений шахт.

Он в Чехии не единственный

«Рихард» как подземный военный объект Гитлера не является уникальным. По словам президента чешского общества альтернативных исторических исследований Ладислава Лаходы, здесь было создано несколько десятков подобных объектов. Однако в некоторых случаях производство так и не было запущено, а в других подземные заводы остались только на бумаге: нацисты начали строить такие сооружения лишь в конце войны.

Самые крупные заводы строились в основном в старых известняковых и песчаниковых шахтах или железнодорожных туннелях. Меньшие заводы располагались в подвалах пивоварен или винокурен. Практически всегда в качестве рабочей силы нацисты использовали заключенных концлагерей.

В Рабштайне (Дечинский район) на подземном заводе в годы войны изготавливались детали для немецких самолетов. В настоящее время помещения бывшего военного предприятия арендуются местной общественной организацией, которая устроила в них музей для туристов.

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий