
Образ мальчика-бойца прочно укоренился в исторической и культурной памяти благодаря повести Валентина Катаева «Сын полка». На самом деле, Ваня Солнцев стал символом тысяч детей, которые во времена Великой Отечественной войны сражались за Победу наравне со взрослыми. Однако традиция присутствия детей в армии возникла задолго до XX века.
Дети в армии
Концепция привлечения детей к военной службе была заимствована из европейских стран. Там, к примеру, средневековые рыцари имели оруженосцев – подростков старше 14 лет, которые следили за состоянием оружия и доспехов, помогали в быту и охраняли своих господ.
Во флотах европейских стран существовала практика использования так называемых «пороховых обезьянок» – мальчиков младше 8 лет, которые подавали порох для перезарядки орудий.
Также дети часто играли роль барабанщиков, задавая ритм марша и дублируя команды. Эта традиция была также замечена в русской армии. Уже в 1690 году в Бутырском полку значилось 195 «барабанщиков малых ребят». Все они были сиротами и детьми погибших солдат, которых взрослые барабанщики брали под свое крыло. Причем, мальчиков не просто обучали военному делу, но и воспитывали в них чувство долга и патриотизма.
Своя система подготовки детей существовала и на русском флоте. В 1707 году Петр Великий основал школу юнг в Кронштадте. Там мальчики изучали разнообразные инженерные дисциплины – от географии до машинного дела – а затем отправлялись на корабли, где применяли свои знания на практике.
Хотя юнги формально никогда не принимали участия в боевых действиях, история знает исключения. Так, в 1941 году юнги Валаамской школы были отправлены на защиту Ленинграда. Из 200 юных защитников тогда выжило менее десяти.
Первая мировая и Великая Отечественная
Массовое вовлечение детей в боевые действия началось в годы Первой мировой войны. В 191
Фото: russian7.ru






