
В 2008 году на выставке в Ле-Бурже произошло нечто неожиданное: главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий проявил интерес к французскому десантному кораблю «Мистраль». Это стало началом одной из самых громких историй в современной геополитике — попыткой России приобрести у государства НАТО передовые военные технологии.
Зачем России был нужен «Мистраль»
После войны с Грузией в 2008 году российскому флоту срочно потребовались современные десантные корабли. Внутренние верфи не могли создать аналог «Мистраля» — плавучего командного центра, способного нести 16 вертолетов, 70 единиц бронетехники и 450 десантников.
Французская сторона называла эти корабли «жемчужиной своих военных технологий». Для Москвы это был шанс получить: современный командный пункт, плавучий госпиталь, платформу для высадки десанта, базу для вертолетов.
Сделка века и её условия
Договор на поставку «Мистралей» в Россию был подписан 17 июня 2011 года в рамках Петербургского международного экономического форума, документ подписали «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS (Дирекция по строительству военных кораблей). По требованию российской стороны, конструкция корабля была адаптирована под нужды ВМФ РФ, в частности, был изменен состав сплавов стали для корпусов кораблей до ледового класса, что позволяло применять их в условиях сложной ледовой обстановки, также были увеличены внутренние доки судов для швартовки вертолетов типа Ка-28 и Ка-52К.
Нинель Кулагина: какие эксперименты проводили советские ученые на «девушке-телекинетике»
Стоимость двух «Мистралей» была оценена в 1,2 миллиарда евро. Первый из них, «Владивосток», планировалось передать в октябре 2014 года, второй, «Севастополь», – осенью 2015 года. Как сообщала французская газета Le Monde, не все политические и военные круги Франции одобрительно восприняли поставку боевых кораблей России: решение было принято скорее из-за необходимости финансовой поддержки морских верфей Сен-Назера, находившихся в трудном положении.
Ненадежный партнер
В марте 2014 года Крым стал частью Российской Федерации, что привело к значительным проблемам для России на международной арене. Во Франции всерьез начали обсуждать возможность отмены контракта по «Мистралям», хотя бизнес-сообщество рассчитывало, что политическая обстановка не приведет к срыву столь масштабного заказа. Как подчеркивал высокопоставленный французский чиновник: «Хорошего разрешения ситуации нет. Либо мы передаем “Мистрали” России и нас обвиняют в поддержке Путина, либо мы не передаем корабли, и тогда будет говорить, что “Франция поддалась давлению американцев.” Остается только решить, какое из двух зол все-таки меньшее».
Согласно французскому журналисту Венсану Жоверу, начало решения судьбы «Мистралей» было положено 5 июля 2014 года на встрече Франсуа Олланда и Барака Обамы в ресторане «Chiberta», расположенном неподалеку от Елисейских полей. Президенты Франции и США в неформальной обстановке отмечали 70-летие высадки союзников в Нормандии, собираясь вновь продемонстрировать нерушимость французско-американской дружбы. В ходе разговора затронули тему «Мистралей». Обама настаивал на отмене сделки, на что Олланд ответил, что не хочет ставить под сомнение «подпись французского государства».
Тем не менее, 28 июля, вскоре после крушения малазийского Боинга на Юго-востоке Украины, в чем мировое сообщество обвинило Кремль и подконтрольные ему силы, представители Евросоюза собрались в Елисейском дворце для обсуждения антироссийских санкций. Лидеры европейских стран настаивали на полном запрете поставок военной продукции в Россию, включая и «Мистрали». Франция решила не идти вразрез с европейской солидарностью и инициировала расторжение контракта на поставку Москве двух вертолетоносцев.
5 главных советских предателей Великой Отечественной







