
Зимой 1941 года, когда судьба Москвы была под угрозой, на фронте появились новые формирования — закаленные, молчаливые и необыкновенно стойкие. Немцы вскоре поняли, с кем имеют дело: «die Sibirier». Сибиряки. Их прибытие стало ключевым моментом в Битве за Москву.
«Мороз — наш союзник»
Так называемые «сибирские дивизии» были отправлены с Дальнего Востока, где до этого охраняли границу от Японии. Многие из них имели опыт боевых действий на Халхин-Голе.
Их главным достоинством стала удивительная выносливость. Температура под Москвой в ту зиму опускалась ниже –30°C.
«Холода были сильные. Вот тогда сибирякам пригодились и физическая подготовка, и привычка к морозам», — вспоминал генерал-иркутянин Афанасий Белобородов, командовавший 9-й гвардейской стрелковой дивизией.
Писатель-фронтовик Виктор Астафьев, сам сибиряк, называл своих соплеменников «выносливым зверем». А разведчик Анатолий Кузнецов точно подметил: «Зимой и конь того не осилит, с чем сибиряк справится».
Отряды лыжников в маскхалатах часто формировались из бойцов, обладавших охотничьими навыками. Сибирские старожилы-чалдоны с давних пор славились умением попадать белке в глаз с одного выстрела (так они сохраняли ценное мехо). Генерал Леонид Говоров, узнав о прибытии такого подкрепления, даже пошутил, что даёт сибирским охотникам «лицензию на неограниченный отстрел фашистского зверья в подмосковных лесах».
«Не сибиряки ли тут действуют?»
Противник, столкнувшись с мощью сибирских дивизий, заметно потерял боевой дух.
«Немцы очень быстро узнали о приходе сибиряков, или, вернее, почувствовали его на себе, – писал писатель Пётр Павленко в очерке 1942 года «Сибиряки». – Входя в деревню, они обязательно расспрашивали местных жителей – не сибиряки ли тут действуют. Качали головами, если оказывались сибиряки. Да и как тут не закачать?»
В какой-то степени события под Москвой подтвердили довоенные представления многих немцев о Сибири как о полудиком крае, где живут суровые люди. Ветераны вспоминали, что «немало натерпелись» от сибиряков во время Первой мировой войны. Генерал Людендорф также отмечал «губительную» меткость зауральских частей и их боевую стойкость.
Сам Гитлер, любивший опираться на биологические характеристики, полагал, что сибиряки «ведут удивительно здоровый образ жизни», а значит, обладают «превосходством» над немцами. Об этих размышлениях фюрера упоминается в мемуарах Альберта Шпеера.
Сходных взглядов придерживался и генерал Гюнтер Блюментритт. Он считал, что сибиряк в значительной мере остается «азиатом», благодаря чему превосходит в силе и выносливости своего «европейского соотечественника».
Бойцы из Сибири сломили немцев не только у стен Москвы. В Сталинграде, по данным исследователя Александра Голованова, действовали 33 сибирских дивизии и бригады, составлявшие основу советских сил. Как вспоминал младший лейтенант Виктор Башанхаев, находившийся в 1942 году ротным политруком, немцы, столкнувшись с сибиряками в рукопашном бою, убегали с криками «Сибирские дикари, сибирские дикари!»
А летом 1943 года младший лейтенант Семён Вольтов передавал по телефону в газету «Алтайская правда» услышанное им от немецких пленных признание: «Сибиряки – это наша гроза».
Страх фашистов перед сибиряками доходил до того, что на плакатах их изображали двухметровыми волосатыми существами
Фото: russian7.ru







