Кузнецов, Галлер, Алафузов и Степанов: по каким причинам были осуждены советские адмиралы

Кузнецов, Галлер, Алафузов и Степанов: за что осудили советских адмиралов

В 1948 году четверо известных советских адмиралов, героев войны, оказались на скамье подсудимых. Причиной стала жалоба о передаче союзникам чертежей парашютной торпеды. Это дело стало ярким примером послевоенных репрессий против военной элиты.

Жалоба капитана Алферова

В 1947 году капитан 1-го ранга Алферов из Минно-торпедного управления подал жалобу: якобы адмиралы Галлер, Кузнецов, Алафузов и Степанов в годы войны без согласия ГКО передали британцам документы на секретную торпеду.

Жалоба пришлась ко времени, поскольку на пост заместителя Сталина по Совету Министров был назначен Николай Булганин, который, по мнению «обвиняемого» Кузнецова, сыграл ключевую роль в «деле адмиралов». В частности, по указанию Булганина и состоялся суд чести, ставший отправной точкой для репрессий в отношении упомянутых морских офицеров.

Суд чести и суд Военной коллегии

Вообще, организацию так называемых «судов чести» инициировал Андрей Жданов. По мнению Владимира Кузнечевского, автора издания «Сталин и «русский вопрос» в политической истории Советского Союза. 1931-1953 гг.», Жданов задумывал эти суды как инструменты воздействия на партийный и государственный аппарат. В послевоенные годы суды чести стали довольно распространённым явлением. Они проводились над сотрудниками министерств образования, геологии, электропромышленности, станкостроения, а в 1947 году суд чести прошел и в Министерстве вооруженных сил, где на скамье подсудимых оказались перечисленные выше адмиралы.

Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало

Согласно Вячеславу Звягинцеву, автору книги «Трибунал для героев», суд чести признал всех четверых виновными в передаче информации британцам и ходатайствовал перед Советом Министров СССР о передаче дела в суд Военной коллегии. Так и произошло. Кузнецова, Галлера, Алафузова и Степанова арестовали, а в феврале 1948 года суд под председательством Василия Ульриха вынес обвиняемым приговоры: Галлера «наградила» 4 годами лишения свободы, Алафузов и Степанов получили по 10 лет, а Кузнецов, благодаря своим заслугам перед родиной, от уголовного наказания был освобожден.

Дальнейшая судьба адмиралов

Однако это вовсе не означает, что Николай Кузнецов избежал последствий. Как утверждает Михаил Болтунов, автор издания «Дипломаты в погонах», Кузнецова понизили в звании до контр-адмирала. Еще до смерти Сталина, в 1951 году, он был даже назначен военно-морским министром СССР. Но снова адмиралом Николай Герасимович стал лишь в 1953 году, после снятия с него судимости. К тому же, эта опала оказалась не последней. Позже адмирала обвинили во взрыве линкора «Новороссийск» и в 1956 году отправили в отставку. Между тем, как пишет Дмитрий Волкогонов в своей книге «Семь вождей», в момент трагедии Кузнецов вообще находился в отпуске по болезни.

Более печальная участь постигла трех других участников судебного процесса. Владимир Алафузов был лишен высокого звания. В заключении он, как и Георгий Степанов, провел до 1953 года. Тогда же их обоих реабилитировали. Как утверждает В. Н. Булатов, автор книги «Адмирал Кузнецов», впоследствии по инициативе главкома ВМФ Алафузову и Степанову были предоставлены квартиры, оказана материальная помощь и гарантирована работа на флоте. Но самой трагичной оказалась судьба Льва Галлера. Через несколько месяцев после приговора он был помещен в Казанскую психиатрическую больницу МВД СССР, где и скончался в июле 1950 года.

«Убила собственная невеста»: тайна гибели советского поэта Николая Рубцова

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий