
В последние 25 лет Германия приняла свыше двух миллионов этнических немцев из стран постсоветского пространства. Этот массовый переселение привело к тому, что численность немецкой диаспоры в бывших советских республиках уменьшилась в четыре раза. Однако долгожданное объединение нации обернулось значительным взаимным непониманием.
Советские привычки
Переселенцы, которых в Германии стали называть «русскими немцами», привезли не только свои чемоданы, но и глубокие советские традиции. Как вспоминал пастор Виктор Лихтенберг, переехавший из Казахстана, их стиль празднования удивил местных жителей. Шумные застолья с множеством алкоголя и песнями до поздней ночи резко контрастировали с немецким порядком (орднунг), который требует соблюдения тишины после определенного времени.
Конфликты на бытовой основе были обычным делом. У соседей, по словам Лихтенберга, оставались два выбора: либо присоединиться к празднованию, либо, получив резкий ответ, удалиться. Государственные программы адаптации давали лишь частичный эффект — многие переселенцы так и не смогли выучить язык на должном уровне и найти приличную работу, что усиливало их изоляцию.
Разочарование: Свои, но чужие
Одним из основных разочарований для немецкого общества, как отмечает журналист Кнут Крон, стало то, что этнические немцы с советским прошлым по менталитету оказались ближе к другим мигрантам из СССР, нежели к коренному населению. Вместо быстрого процесса ассимиляции они начали формировать свои собственные анклавы.
Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть
Переселенцам-немцам был незнаком западный образ жизни, они не стремились учить язык новой страны. Более того, по аналогии с нью-йоркским Брайтоном в немецких городах начали появляться свои районы, в основном населенные мигрантами из СССР, где размещались кафе, рестораны и другие заведения с советскими названиями, переселенцы намеренно подчеркивали свою идентичность, опираясь на немецкий порядок. Местных немцев удивляло, почему переселенцы, прибывшие на свою историческую родину, упорно не желают ассимилироваться.
По мнению Александра Кюна, приехавшего в ФРГ из Казахстана, это не имеет смысла: в Германии имеются русскоязычные газеты, Интернет, своя сфера обслуживания, учреждения медицины, торговли и туристической индустрии – учить немецкий по этой причине многие переселенцы просто не хотят. Кроме того, бизнес-элита среди «русских немцев» не проявляет интереса к подобной социализации, что связано в первую очередь с коммерческими интересами.
Криминализация приезжих
Фрустрация переселенцев-немцев, вызванная отсутствием работы и незнанием языка, по мнению Кнута Крона, способствовала криминализации значительной части мигрантов. Среди них появилось немало карманников, действовавших, например, в местах массового расселения русскоязычной диаспоры в Штутгарте, переселенцы занимались продажей наркотиков. Пастор Лихтенберг рассказывал, как «русские немцы» противостояли местным неонацистам и сатанистам – собирались в группы и нападали на каждого, кто был одет в черное.
Согласно официальной статистике, уровень преступности среди немцев-переселенцев в два раза превышает таковой среди коренного населения – это объясняется тем, что приехавшие из СССР зачастую категорически отказываются подчиняться законам Германии из-за конфликта поведенческих стереотипов. Местные немцы нередко испытывают страх перед приезжими и стараются держаться от них на расстоянии.







