
Знаменитая фраза Бисмарка о том, что русские всегда требуют свои деньги, в контексте репараций после Второй мировой войны выглядит как горькая ирония. Экономические исследования показывают, что в итоге Германия возместила Советскому Союзу менее 5% от общего ущерба, причиненного войной.
Цифры, которые поражают
Степень разрушений в СССР была огромной. Согласно отчетам Чрезвычайной государственной комиссии, представленным на Нюрнбергском процессе, прямой материальный ущерб оценивался в 128 миллиардов долларов, а общий — в астрономические 357 миллиардов. Чтобы осознать масштаб этой суммы, достаточно отметить, что весь валовой национальный продукт США в 1944 году составлял 361,3 миллиарда долларов.
Война лишила страну 30% всего национального богатства, а на оккупированных территориях этот показатель достигал 67%. Ущерб народному хозяйству составил 679 миллиардов рублей по ценам 1941 года.
Ялтинская «щедрость»
На Ялтинской и Потсдамской конференциях были заложены основы выплаты репараций. Протоколы переговоров в Ялте раскрывают удивительный факт: Иосиф Сталин проявил неожиданную умеренность, предложив установить общую сумму репараций с Германии в 20 миллиардов долларов, из которых половина должна была поступить СССР.
Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть
Черчилль и Рузвельт без труда согласились с этим предложением. Неудивительно: 10 миллиардов долларов — это примерно сумма американской помощи по ленд-лизу. Однако для СССР эта цифра означала, что прямыми репарациями можно было компенсировать лишь 8% прямого ущерба и скромные 2,7% — от общего.
Почему же Сталин остановился именно на половине? Как показывают расчеты западных экономистов того времени, Б. Эндрукса и А. Клода, на долю СССР действительно приходилось 50% от общих бюджетных расходов и прямых экономических потерь основных стран-участниц Второй мировой. Сталинская арифметика оказалась точной, но итог — невыгодным.
Основные трофеи
В 1990-х годах российские ученые Борис Кнышевский и Михаил Семиряга опубликовали документы Главного трофейного управления. Согласно им, в Советский Союз из Германии было вывезено около 400 тысяч железнодорожных вагонов (из них 72 тысячи вагонов стройматериалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака.
По данным историка Михаила Семиряги, за один год после марта 1945 года высшие органы власти Советского Союза приняли около тысячи решений, касающихся демонтажа 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Также около тысячи заводов было перевезено в СССР из Маньчжурии и Кореи.
Тем не менее, все это не идет ни в какое сравнение с количеством уничтоженных заводов за время войны. Количество демонтированных СССР немецких предприятий составило менее 14% от довоенного числа заводов. По данным Николая Вознесенского, тогдашнего председателя Госплана СССР, поставками трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба СССР.
Советские акционерные общества
Созданные на территории Восточной Германии советские торговые и акционерные общества стали эффективным инструментом для проведения репарационных платежей Советскому Союзу. Это были совместные предприятия, во главе которых часто находились генеральные директора из СССР.
Это было выгодно по двум причинам: во-первых, САО обеспечивали своевременный перевод репарационных средств, во-вторых — САО предоставляли жителям Восточной Германии рабочие места, решая острую проблему занятости.
По подсчетам Михаила Семиряги, в 1950 году доля Советских акционерных обществ в промышленном производстве Германской демократической республики составляла в среднем 22%. В некоторых же областях, таких как электроника, химическая промышленность и энергетика, эта доля была
Фото: russian7.ru







