
К 1970-м годам российский автопром значительно устарел. Поэтому перед советскими конструкторами и инженерами стояла задача создать автомобили, способные конкурировать с западными аналогами. Однако для этого требовались новые технологии, опыт и свежие идеи. Именно поэтому Волжский автомобильный завод (ВАЗ) обратился за поддержкой к немецкому автоконцерну Porsche, являющемуся одним из ведущих игроков в автомобильной отрасли.
Предпосылки к сотрудничеству
В 1970-х годах автомобили ВАЗ пользовались значительной популярностью в Советском Союзе, но их конструкции устарели. Основной флагман модельного ряда – ВАЗ-2103 – требовал серьезной модернизации. Советские инженеры осознавали, что для успешной конкуренции на международной арене нужны прогрессивные технологии, новые подходы к проектированию и снижение издержек производства.
В это время в мировом автопроме нарастала популярность переднеприводных автомобилей. Их достоинства – лучшая управляемость, экономичность и компактность – становились все более очевидными. Однако в СССР подобных технологий еще не существовало. В связи с этим руководство ВАЗа решило обратиться за поддержкой к немецким специалистам из Porsche, которые обладали обширным опытом в создании инновационных автомобилей.
Начало совместной работы
В 1975 году министр автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков провел встречу с президентом Porsche Эрнстом Фурманном. В ходе этой встречи было достигнуто соглашение о сотрудничестве. Немецкая сторона выразила готовность помочь советским инженерам в разработке новых моделей автомобилей. Период сотрудничества был определен на три года – с 1976 по 1978 год.
Советские специалисты начали активно перенимать опыт немецких коллег. Они посещали заводы Porsche, изучали технологии проектирования, сборки и тестирования автомобилей. Немецкие инженеры, в свою очередь, делились своими знаниями и помогали адаптировать современные решения к условиям советского производства.
Разработка ВАЗ-2108
Ключевым проектом совместной работы стала разработка нового автомобиля – ВАЗ-2108. Этот трехдверный хэтчбек должен был стать первым переднеприводным автомобилем в истории советского автопрома. Контракт между ВАЗ и Porsche был подписан в январе 1980 года. В рамках данного соглашения немецкие специалисты взяли на себя разработку ряда ключевых узлов и комплектующих:
- Карбюратор – для повышения экономичности и производительности двигателя.







