
Смерть Надежды Крупской в 1939 году официально не вызывала сомнений: 70-летняя вдова Ленина ушла из жизни по естественным причинам. Однако за скупыми новостями скрывалась цепь необычных событий, которые до сих пор заставляют историков подозревать, что ее уход был ускорен.
Торт от «отца народов»
24 февраля 1939 года Крупская отмечала свой 70-летний юбилей в подмосковном Архангельском. На празднике царило веселье, но главным «сюрпризом» стал подарок от Сталина — великолепный торт. Именно этот жест впоследствии стал основой для главной версии: отравления.
Дело Чикатило: какие ошибки допустили следователи, когда ловили маньяка
Как указывает историк Рой Медведев, торт пробовали и другие гости, никто из которых не пострадал. Однако состояние именинницы резко ухудшилось именно в этот день. Было ли это случайностью? Или яд был предназначен только для нее?
Предстоящий съезд
Смерть Крупской была выгодна Сталину. В начале марта должен был стартовать XVIII съезд партии, и, согласно некоторым данным, вдова Ленина готовила резкую речь против «отца народов». Документальных подтверждений этому нет, но известно, что даже на больничной койке, ненадолго придя в себя, она произнесла: «Вы как хотите, а я на съезд пойду!»
Сначала чекисты, потом врачи
Примечательно, что на больничной койке Надежда Крупская оказалась далеко не сразу. По словам Гелия Клейменова, автора книги «Правда и неправда о семье Ульяновых», когда Крупская почувствовала себя плохо, первыми в Архангельское прибыли не врачи, а сотрудники НКВД, которые сразу же заключили жену вождя пролетариата под домашний арест.
Ямантау: почему эта гора считается самой секретной в России
Медики осмотрели пациентку и поставили ей диагноз только спустя более трех часов. Врачи заподозрили у Надежды Константиновны аппендицит, в связи с чем было решено срочно перевезти ее в Кремлевскую больницу для операции. По пути в Москву у Крупской несколько раз отказывало сердце, что значительно усугубило ее состояние.
Была ли операция?
Если верить Борису Соколову, автору книги «Ленин и Инесса Арманд», 28 февраля 1939 года в прессе появились сообщения о болезни Крупской. В статьях говорилось о том, что болезнь прогрессирует быстро и сопровождается слабостью сердечной мышцы, поэтому хирургическое вмешательство невозможно. Однако медсестра Лилия Лысяк, слова которой приведены в издании Михаила Штейна «Ульяновы и Ленины: семейные тайны», утверждала, что Крупская все же была прооперирована. Причем, когда Лысяк поинтересовалась у дежурного хирурга, какую именно операцию перенесла Надежда Константиновна, тот «промямлил что-то неопределенное».
Врач Фрунзе
Однако особый интерес представляет не личность дежурного хирурга, а профессор, который проводил операцию. Этим профессором был Алексей Дмитриевич Очкин. Об этом факте упоминает в своем издании «Вожди и сподвижники. Слежка. Оговоры. Травля» известный историк Николай Зенькович. Следует отметить, что именно Очкин в качестве анестезиолога принимал участие в операции Михаила Фрунзе. Как пишет Алекс Громов в своей книге «Нарком Фрунзе», многие специалисты, среди которых был и нарком здравоохранения Николай Семашко, утверждали, что причиной летального исхода Фрунзе стала передозировка наркотических средств, допущенная Алексеем Очкиным.
Фантом ДНК: как советский ученый доказал существ
Фото: russian7.ru







