«Какую сумму израсходовал на это создание»: почему Сталин инициировал «культ» Кирова

«Сколько средств было потрачено на эту личность»: почему Сталин создал «культ» Кирова

1 декабря 1934 года выстрел в Смольном завершил жизнь одного из самых влиятельных партийных деятелей — Сергея Кирова, «властителя Ленинграда» и выдающегося оратора. Его смерть от руки неудачливого партийного активиста Леонида Николаева не только потрясла страну, но и стала началом явления, масштабы которого можно сравнить с культом самого Сталина. Почему «отец народов» начал активно увековечивать память о погибшем товарище, создавая из него образ яркого трибуна и героя? В этом вопросе переплелись личные переживания и холодный политический расчет.

Как возникал культ

Пропаганда партии отреагировала незамедлительно. Уже на следующий день газета «Правда» называла Кирова «ближайшим спутником, учеником и другом великого Сталина», «образцом большевика, не знавшего страха». За хвалебными статьями в прессе последовала волна топонимических переименований, не имевшая аналогов для живого вождя, кроме самого Сталина.

Старинная Вятка, где начинал свою карьеру революционер, стала Кировом. В его честь были переименованы Хибиногорск (ныне Кировск), украинский Елисаветград (сначала Кирово, а затем Кировоград) и азербайджанская Ганджа, ставшая Кировабадом — городом, где Киров когда-то подавлял антисоветское восстание.

Девушка: как у русских появилось это обращение к женщинам

По всей стране начали возводить памятники. Один из самых известных, созданный скульптором Николаем Томским, был установлен в 1938 году на Кировской площади в Ленинграде.

Почтение к памяти было установлено на государственном уровне. Специальный циркуляр, подписанный Сталиным, предписывал местным партиям представлять Кирова как «одного из величайших руководителей нашей партии, трибуна, любимого всеми трудящимися».

Как отмечают исследователи, «культ Кирова в топонимике превзошел по своим масштабам культ Сталина». В России до сих пор насчитывается около 4 тысяч объектов, носящих его имя.

Реакция общества

В начале 1930-х годов имя Кирова упоминалось реже, чем имена Калинина, Ворошилова, Молотова. Многие советские граждане, подобно молодому Константину Симонову, только после убийства Кирова поняли, какое значение имел этот человек в иерархии ВКП(б). Людей поразило, что на похороны в Ленинград прибыл сам Сталин.

Большинство жителей СССР восприняли пропагандистскую кампанию на веру. Однако были и те, кто отнесся к шумихе вокруг Кирова с недоверием. Об этом свидетельствует известный анекдот того времени: после убийства Кирова на вопрос Калинина «Кого убили?» товарищ Берия отвечает: «Кого надо, того и убили!» Хотя это явный анахронизм — возвышение Берии в момент смерти Кирова только начиналось.

О том, насколько людей раздражал культ Кирова, можно судить по случаю в Томске. В этом городе в 1904 году начиналась партийная карьера революционера Кирова. Историк Екатерина Красильникова рассказывает о непростой судьбе директора Томского краевого музея Александра Уланова. Приняв в музей экспозицию, посвящённую Кирову, Уланов сквозь зубы произнес: «Сколько средств потратил на эту личность!» (по другой версии, «На эту тварь отпустил столько денег…»). Эти слова кто-то запомнил, донос «раскрутило» следствие, и в итоге Уланов в 1937 году был осуждён на семь лет лагерей за «контрреволюционную агитацию».

Цели культа

Но что же побудило Сталина возвышать себе пусть и покойного, но «конкурента» в глазах народа? Современники, знакомые с обоими вождями, утверждают, что между ними существовала личная симпатия. Подписывая книгу, подаренную ему Кирову, Сталин назвал своего товарища «другом» и «братом любимым».

«Сталин относился к Кирову лучше, чем к любому из нас», – вспоминал Лазарь Каганович.

Дочь Сталина Светлана Аллилуева свидетельствует, что её отец после убийства Кирова был «ужасно опустошён» и «духовно разбит».

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий