
Смерть маршала Сергея Ахромеева в августе 1991 года стала одним из самых трагичных символов распада Советского Союза. Однако на этом загадки не закончились — на следующий день после его похорон могила была жестоко осквернена, вызвав новые вопросы без ответов.
Последние дни маршала
Узнав о формировании ГКЧП из новостей, находясь в отпуске в Сочи, Ахромеев немедленно вылетел в Москву. Он предложил свои услуги новым руководителям, однако занимался не организацией переворота, а исключительно аналитической деятельностью — сбором информации и оценкой ситуации.
После неудачи путча 68-летний маршал, прошедший всю войну, покончил с собой в своем кабинете в Кремле. В предсмертной записке он написал: «Не могу жить, когда гибнет Родина и уничтожается всё, чему я посвятил свою жизнь». Примечательно, что первую попытку самоубийства он пережил — финальную записку он подписал: «Второй заход. С. Ахромеев».
Две разрытых могилы
Сергей Ахромеев был похоронен на Троекуровском кладбище 1 сентября 1991 года, причем без воинских почестей. Причина кроется в его участии в путче. Тем не менее, по традиции маршал был погребен в военном мундире с наградами. Уже на следующий день директор кладбища Юрий Отичев обнаружил, что могила военачальника была вскрыта. Более того, осквернена была и могила, расположенная рядом с Ахромеевым. Там покоился генерал-полковник Средин. В СМИ сразу возникла версия о политической причине вандализма. Журналисты объяснили разрытую могилу Средина тем, что преступники, действовавшие в ночное время, просто перепутали места захоронения.
Однако вскоре выяснилось, что из могил обоих военачальников пропали мундиры и фуражки, которые обычно прикрепляются к крышкам гробов. Тогда стало очевидно, что вскрытие могил осуществлено исключительно с целью наживы. Позже милиционеры смогли найти группу молодых людей, которые признались в содеянном. Они рассказали, что продали маршальский мундир Ахромеева за 50 долларов. Однако на этом дело и закончилось. Следы мундира потерялись, обнаружить форму оказалось невозможным. Молодых людей отпустили, а вскоре они полностью отказались от своих показаний.
Загадка смерти военачальника
Как утверждает Николай Зенькович в своей книге «Маршалы и генсеки», тела Сергея Ахромеева и генерала Средина были перезахоронены. На этот раз их похоронили в гражданских костюмах. Политическую составляющую акта вандализма продолжали обсуждать, как и мотивацию самоубийства Ахромеева. Почему же эта история так взволновала общественность? Дело в том, что Сергей Федорович во время путча действительно занимался исключительно сбором данных и анализом ситуации. Даже уголовное дело, возбужденное против Ахромеева, было закрыто не из-за его смерти, а по причине отсутствия в его действиях состава преступления.
Вызывает удивление и способ, которым Сергей Ахромеев, прошедший войну, выбрал для того, чтобы покинуть жизнь. В последние дни он вел себя странно, был чем-то обеспокоен, всё время что-то записывал в своем кабинете, где даже оставался на ночь. Судя по всему, в это время он размышлял о произошедшем и составлял предсмертные записки для своих близких. Незадолго до своей смерти Ахромеев просил передать конверт с надписью «Лично» Михаилу Горбачеву. Он сообщил президенту о своем участии в ГКЧП и признал, что нарушил присягу. А ещё маршал оставил в рабочей тетради загадочную фразу: «Кто организовал этот заговор – тот должен будет ответить».







