
В истории неоднократно наблюдалось, что идеи, возникшие в одной стране, получают мировую известность и развитие в другой. Это часто связано с административными преградами, отсутствием инициативы или просто случайными обстоятельствами. Наша страна всегда изобиловала талантливыми «кулибиными», однако их революционные разработки, к сожалению, не всегда становились достоянием общества.
Самодвижущийся экипаж Леонтия Шамшуренкова
В 1751 году русский механик-самоучка Леонтий Шамшуренков по государственному заказу создал «самобеглую коляску» — устройство, способное передвигаться без применения мускульной силы животных. Несмотря на успешное тестирование, изобретение вскоре оказалось заброшенным. Сам же Леонтий был награжден 50 рублями — значительной по тем временам суммой, но все же довольно скромной по сравнению с масштабами его изобретения. Спустя почти два десятилетия, в 1769 году, француз Никола-Жозеф Куньо представил аналогичный паровой тягач, который вошел в историю как первый предшественник автомобиля.
Паровая машина Ивана Ползунова
В 1763 году русский инженер Иван Ползунов разработал проект первой в России двухцилиндровой паровой машины, которая по своей сути являлась универсальным паровым двигателем. Испытания прошли в Барнауле в 1764 году. По историческим данным, на этих испытаниях присутствовал шотландец Джеймс Ватт. Спустя двадцать лет, в 1784 году, именно Ватт получил в Лондоне патент на универсальную паровую машину, что сделало его знаменитым, в то время как изобретение Ползунова так и осталось незамеченным.
Медицинские технологии Николая Пирогова
Выдающийся хирург Николай Пирогов в 1850 году, во время военных действий на Кавказе, впервые в мировой практике начал широко использовать эфирный наркоз для операций в полевых условиях. Им было проведено около 10 000 таких операций. Кроме того, Пирогов первым в России начал системно применять гипсовые повязки для фиксации переломов, что значительно улучшило лечение.
Двухколесный предок велосипеда
В 1801 году уральский крепостной изобретатель Ефим Артамонов создал на Нижнетагильском заводе первый двухколесный цельнометаллический самокат с педальным приводом — прообраз будущего велосипеда. Однако патент на схожую конструкцию, известную как «дрезина» (позже это название было перенесено на другое изобретение), был выдан лишь в 1818 году немецкому барону Карлу Дрезу.
«Стопоходящая машина» — прародительница шагающих роботов
В 1860 году великий русский математик Пафнутий Чебышев продемонстрировал миру уникальный механизм — «стопоходящую машину». Этот аппарат имитировал движение живых существ, осуществляя прямолинейное передвижение без колес. Сегодня это изобретение по праву считается важным этапом в развитии робототехники и предшественником современных шагающих роботов.
Усовершенствование лампы накаливания
Александр Лодыгин, член Русского технического общества, в 1870 году первым предложил использовать в лампах накаливания вольфрамовую нить,
Фото: russian7.ru







