Гибель судна «Адмирал Нахимов»: какие вопросы остаются без ответов

SergBuilo/CC BY-SA 4.0Трагедия лайнера «Адмирал Нахимов»: какие вопросы остаются без ответа

Столкновение пассажирского судна «Адмирал Нахимов» с сухогрузом «Петр Васев» в августе 1986 года произошло, казалось бы, без видимой причины. Несмотря на то что капитаны обоих судов были признаны виновными, правительственная комиссия не смогла прояснить множество ключевых вопросов.

Трагические моменты в Цемесской бухте

31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов», на борту которого находились 1249 человек (913 пассажиров и 346 членов экипажа), под управлением капитана Вадима Маркова покинул Новороссийск и направился в Сочи. В тот же момент в бухту заходил сухогруз «Петр Васев», нагруженный 28 тысячами тонн канадского ячменя.

Согласно Правилу 15 МППСС-72, «Адмирал Нахимов» должен был уступить дорогу. Тем не менее капитаны, согласовав свои действия с береговым диспетчером, решили по-другому — сухогруз должен был пропустить лайнер.

Однако в 23:12 сухогруз на полном ходу врезался носом в борт «Адмирала Нахимова». Всего за 8 минут пассажирский лайнер затонул. Несмотря на быстрое прибытие спасательных судов — пограничного катера, «ЛК-90», буксира «Тайфун» — не всех удалось спасти. В результате трагедии погибли 423 человека, среди которых было 23 ребенка.

Расследование

Для расследования этой ужасной катастрофы была сформирована правительственная комиссия под руководством Гейдара Алиева. Было открыто уголовное дело. Параллельно проводились поисковые работы, в ходе которых погибли 2 опытных водолаза. Из-за этих трагических инцидентов 64 тела так и не были подняты на поверхность: их не удалось извлечь из кают судна. Обитатели этих кают, как и большинство погибших, оказались заблокированы и не смогли спастись.

Под давлением родственников жертв и представителей Москвы были вынесены одинаковые приговоры – 15 лет лишения свободы. Тем не менее катастрофа действительно произошла из-за серии ошибок, допущенных экипажами как пассажирского лайнера, так и сухогруза. Например, оба судна нарушили вышеупомянутое правило МППСС-72. Кроме того, Марков, отдав приказ, ушел в свою каюту. На мостике «Петра Васева» также отсутствовал опытный член экипажа — старший помощник капитана. И это далеко не полный список ошибок и нарушений, допустимых капитанами.

Вопросы без ответов

Капитаны, признанные виновными, были помилованы в октябре 1992 года. Хотя на момент освобождения Маркова и Ткаченко прошло уже более 6 лет с момента трагедии, многие вопросы о причинах катастрофы «Адмирала Нахимова» остались без ответов. Некоторые факты до сих пор не имеют объяснения. Например, Николай Николаев в своей книге «ТАСС уполномочен… промолчать» задается вопросом, почему диспетчер, находившийся в порту, позволил капитанам нарушить известное Правило МППСС-72? Также Николаев недоумевает, как так получилось, что, предварительно условившись с «Адмиралом Нахимовым», «Петр Васев» все равно не пропустил его.

Те же вопросы интересуют Николая Непомнящего, автора книги «100 великих загадок ХХ века». Непомнящий также считает странным, что пассажирский лайнер, конструкция которого согласно международным стандартам должна была обеспечивать плавучесть даже при затоплении как минимум 2 отсеков, так быстро пошел ко дну. Однако, как утверждает Непомнящий, незадолго до катастрофы комиссия вынесла «Адмиралу Нахимову» строгий вердикт: пароход был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации. Соответствующий акт был подписан. Тем не менее лайнер все еще выпустили в море. «Почему это произошло?» — это еще один вопрос, который остался без ответа

Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий