
Эпоха Гражданской войны в России оказалась временем не только политического, но и культурного разделения. Это сказалось и на такой маргинальной, но выразительной области, как искусство татуировки. Татуировки солдат противоположных армий имели различное происхождение, служа своеобразными «визуальными удостоверениями личности».
Татуировки в Красной Армии
Культуру татуировок в Красную Армию принесли две главные социальные группы. Матросы Балтийского флота, сыгравшие значительную роль в революционных событиях, стали основными носителями «тату-культуры». Их тела часто украшали классические морские символы: якоря, русалки, цепи и морские коньки. Известны и более мрачные примеры, как у матроса, казненного в Туле в 1918 году, на груди которого была татуировка с фразой: «Море – могила моряка».
Множество революционеров, отбывавших наказания в царских тюрьмах, имели связи с криминальным миром, откуда перенимали определенные обычаи. Криминолог Михаил Гернет в своем исследовании «Преступный мир Москвы» описывал популярные в той среде сюжеты: сердца, птицы, бабочки. Встречались и откровенно циничные изображения, как, например, у анархиста Шлемы Асина, убитого в 1917 году, на теле которого были обнаружены татуировки с обнаженной женщиной и непристойными символами.
С началом активных боевых действий возникли и новые политические татуировки. Красноармейцы начали наносить пятиконечные звезды и всадников в буденовках. Исследователи Александр Куляпин и Ольга Скубач сравнивают такие изображения с «клятвами на верность» новой власти. Интересно, что знаменитые портреты Ленина и Сталина на груди стали популярны значительно позже, в основном в сталинскую эпоху.
Татуировки в Белой армии
В рядах белогвардейцев, большинство из которых происходило из более обеспеченных слоев, источники татуировок были другими. На рубеже XIX-XX веков в высших кругах Российской империи стали популярны восточные, особенно японские, традиции. Известно, что подобная татуировка с изображением дракона на правой руке была у императора Николая II. Правда, он сделал ее, будучи еще цесаревичем, во время визита в Нагасаки в 1891 году.
Эта мода стала более доступной во время Первой мировой войны, когда в Россию приехало множество рабочих из Китая. Считается, что именно китайские мастера могли сделать татуировки одному из самых колоритных лидеров Белого движения – атаману Борису Анненкову. На сохранившейся фотографии с обнаженным торсом видны татуировки в восточном стиле: змеи, драконы, журавль и паутина.
Кроме того, в Белой армии пользовался популярностью символ «Адамовой головы» (череп со скрещенными костями), который наносили как знак готовности отдать жизнь за правое дело. По некоторым данным, такие татуировки были распространены среди казаков анненковского отряда. Существует также версия, что сам Анненков наколол себе этот символ уже в эмиграции, находясь в китайской тюрьме.







